Хабаровское ООО «Доверие» решило в ближайшее время не продавать принадлежащую ему сеть продуктовых супермаркетов «Три толстяка» — после неудачного аукциона, на который сеть была выставлена за 3 млрд руб.

Местные участники рынка сочли назначенную цену завышенной, а федеральные ритейлеры планируют прийти на Дальний Восток не раньше, чем через три года, поэтому покупателей на «Трех толстяков» не нашлось. Теперь «Доверие» намерено заняться расширением сети за счет гипермаркетов. По мнению экспертов, чтобы стать лидером на хабаровском рынке продуктового ритейла, в развитие «Трех толстяков» владельцам сети нужно вложить около 1 млрд руб.

Вчера один из организаторов аукциона по продаже торговой сети «Три толстяка» Геннадий Прощаев сообщил „Ъ“, что владелец сети — ООО «Доверие» — отказался от дальнейших попыток продажи ритейлового актива, поскольку «желающих купить бизнес по заявленной владельцами цене не оказалось». Напомним, аукцион по продаже восьми действующих и трех строящихся магазинов, двух торговых помещений, а также брэнда торговой сети «Три толстяка» был объявлен в сентябре. Стартовая цена за все 14 лотов была определена в 3 млрд руб.

Ъ Первый супермаркет «Три толстяка» открылся в Хабаровске в 2000 году. По данным владельца сети ООО «Доверие», суммарный оборот действующих восьми магазинов за последние 12 месяцев составил 1,9 млрд руб., EBITDA — 445 млн руб. Доля компании на рынке розничной продуктовой торговли Хабаровска оценивается в 6%.

Между тем в «Доверии» не слишком расстроились провалом аукциона. Как сообщил господин Прощаев, теперь владельцы «Трех толстяков» намерены заняться расширением сети и освоением новых форматов торговли. Так, уже в мае 2008 года в строящемся торговом центре «Большой» будет открыт гипермаркет площадью 2,4 тыс. кв.м. В разработке находятся еще два проекта супермаркетов общей площадью более 2 тыс. кв.м. По мнению гендиректора ООО «Невада» Юрия Егорова, формат супер- и гипермаркета востребован хабаровчанами, в чем компания убедилась на собственном опыте: за два года вместо запланированных двух было открыто четыре магазина этих форматов.

Ъ В настоящее время, по данным отдела торговой политики при администрации Хабаровска, в городе работают 17 продуктовых торговых сетей, их совокупная торговая площадь превышает 40 тыс. кв.м. Основными игроками являются «Самбери» (три супермаркета, один гипермаркет, торговая площадь 10 тыс. кв.м, владелец ООО «Невада»), «Пеликан» (пять супермаркетов общей площадью 3 тыс. кв.м, владелец ООО «Бизнес-интервест»), «Народная компания» (10 магазинов, 2,4 тыс. кв.м), «Тамара» (четыре супермаркета площадью 2,4 тыс. кв.м, принадлежит ЗАО «Артель старателей „Амур“»). Торговые площади действующих супермаркетов сети «Три толстяка» составляют чуть менее 3 тыс. кв.м.

По мнению аналитика ГК «Алор» Анны Люкановой, «Доверие» приняло правильное решение. «В сложившихся условиях, когда цена в $120 млн является завышенной для местных сетей, а для федеральных игроков интерес в настоящее время представляет Центральный регион, дальнейшее развитие компании — единственный способ сделать ее привлекательной для крупных игроков через несколько лет»,— считает госпожа Люканова.

По ее подсчетам, если за три–пять лет «Три толстяка» сумеют увеличить размер торговых площадей на 4,4 тыс. кв.м, то они выйдут на второе место на местном рынке после крупного дискаунтера «Самбери». По мнению аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, для увеличения доли сети на местном рынке на 5%, вне зависимости от того, будут ли строиться новые магазины или их предполагается открывать на арендованных площадях, необходимо вложить не менее 700 млн руб.

А по оценкам госпожи Люкановой, чтобы создать конкуренцию будущим супермаркетам «Невады», потребуются инвестиции не менее 1 млрд руб. «И когда на рынок придут федеральные игроки, „Три толстяка“ смогут составить им серьезную конкуренцию»,— уверена Анна Люканова. Если же «Доверие» вновь решит продавать торговую сеть, ее цена значительно превзойдет сегодняшнюю.

Анна Ковалева."Коммерсантъ"