За последние 30 лет человечество уничтожило треть природных ресурсов планеты - углубляется экологический кризис. И вопрос о нашем выживании приобретает неотложный характер. Для существования человека городского необходимы чистый воздух, хорошая вода и благоприятная среда. А имеем ли мы это в Хабаровске?

Не воздух стал чище, это нормы снизили!..

Одним из главных источников загрязнения атмосферы в городе являются выхлопные газы автотранспорта (их вклад в суммарный выброс - 63 процента).
В Центральном округе промышленных предприятий нет, а вот рельеф для рассеивания вредных веществ неблагоприятный: подъемы, светофоры, неширокие улицы, много офисных зданий, а значит, и парковок…

Поэтому в квартирах домов, расположенных вдоль «красной линии», уровень загрязнения воздуха повышен. Есть, конечно, в центре глухие дворы, где много зелени и неплохой воздух. Но разве есть дворы, где мало машин? Слабо утешает даже то, что выхлопы от них локальны (значит, ареал распространения невелик). Это показывают наблюдения.
В Северном и Южном округах, как и в Центральном, также проводились наблюдения за загрязнением воздушного бассейна.

Конечно, высокий уровень загрязнения зависит еще и от метеоусловий. На него влияют штили, туманы, направление ветра. Понятно, что если он дует со стороны улиц с интенсивным движением, то выхлопные газы угрожают людям. Особенно в январе-феврале и июле-августе. И хотя сильные перепады температуры хорошо «перемешивают» воздух, человек не чувствует себя комфортно в нашем резко континентальном климате. Ну, а что касается выхлопных газов автомобилей, то и в этих округах их концентрация достаточно высока.

Лишь в Северном уровень загрязнения атмосферного воздуха значительно ниже, чем, допустим, на ул. П. Морозова. Кировский и Краснофлотский районы всегда считались самыми чистыми районами - промышленных предприятий мало, и рельеф таков, что продувается он всеми ветрами.

Дело еще и в том, что сами нормы стали другими. Раньше такое содержание азота в воздухе, как сейчас, считалось превышающим нормы в два раза, а сегодня - в ее пределах…. Почему это произошло? В окружающую среду вмешалась… политика, пресловутый Киотский протокол.

С окислами азота, к примеру, бороться трудно - численность транспорта в городе растет. Но разве на автомобилях у нас ставят катализаторы, поглощающие вредные выхлопы? Нет, выпуск таковых не налажен. Поэтому чем бороться с выхлопами, может, проще снизить требования?

Хотя не все так плохо: по сравнению с прошлыми годами в воздухе уменьшилось содержание пыли. Многие предприятия просто-напросто прекратили свое существование. А те, что работать продолжают, переходят на новые технологии.Уменьшилось и количество в воздухе таких специфических веществ, как аммиак, сероводород, фенолы.

Уже несколько лет назад на наших заводах стали контролировать выпуск бензина: добавки тетраэтилсвинца запрещены. Результат налицо: превышение нормы свинца в атмосфере Хабаровска не регистрирует ни один стационарный пост, в Комсомольске-на-Амуре тоже.

А как следят за атмосферными выбросами соседи? В городе-побратиме Ниигате меры принимаются куда как серьезнее. С 70-х годов вдоль автомагистралей установлены измерительные станции, наблюдающие за концентрацией вредных веществ. Сегодня японцам покупать выгоднее экологичные машины - электромобили, автомобили с низким потреблением топлива. Купишь такую - снижается налог (и при покупке, и ежегодные налоговые ставки ниже).

Ну, а старые машины куда? Само собой, за рубеж…

В Японии ведется разъяснительная работа с населением. Например, когда призывали водителей служебных автомобилей воздержаться от холостой работы двигателя на стоянке, учредили городской совет по экологии, изготовили 190 тысяч самоклеящихся листовок с призывами и провели кампанию: «Каждый житель умеет самостоятельно выключать работающий на холостом ходу двигатель…».
В общем, с 2005 года меры по защите атмосферы, применяемые в Японии, считаются самыми жесткими в мире.

Меньше знаешь, лучше спишь?

Впрочем, у горожан есть и еще одна причина для беспокойства. Например, недавно правительство Москвы приняло решение проверять на радиоактивность все материалы, используемые в строительстве. Причем не только отделочные - кафельную плитку или натуральный камень, но и сантехнику. А как же? Даже унитазы бывают радиоактивными! В Барнауле задержали недавно партию таковых.

Как обстоят дела в Хабаровске? По-разному. Представьте, самым благоприятным районом по наличию радона, например, оказался... Южный округ. Местность здесь плоская, постоянные ветры рассеивают скопления вредного газа, да и здания относительно новые, дворы широкие.

А вот в Центральном и Северном округах ситуация острее: они находятся в зоне геологического разлома, который идет вдоль берега Амура. Здесь из глубин земли по микротрещинам на поверхность поднимается радон - радиоактивный газ, продукт распада цезия-226. Он тяжелее воздуха, но все же из недр стремится вверх. Вообще-то газ рассеивается, но если на его пути оказываются строения, то он скапливается в подвалах и на нижних этажах зданий.

В 90-е годы специалисты «Радона» и «Таежгеологии» проводили обследование территории города на выявление радиоактивных источников. Чего только не находили! В Южном, где военные, покидая части, по обыкновению бросали массу ненужных им приборов. В Центральном районе - даже на Амурском бульваре - находили радиоактивные образцы породы (видимо, кто-то привозил их на исследования, потом за ненадобностью выбросили). На Красном Яре находили приборы со светомассой постоянного действия: зримые плоды оборонки (там работает завод, ремонтирующий авиатехнику).

В те годы «Радон» и комитет экологии составляли совместную программу: необходимо проверить территории всех военных частей, которые передаются местным властям... Даже реестр этих частей был составлен. Зря старались! Программа так и не была принята.

Вот уже несколько лет территорию города на предмет наличия источников радиоактивного излучения никто не обследует. ФГУП «Хабаровский специализированный комбинат «Радон» работает по договорам: вам надо что-то проверить - подписываем договор.

Но это не значит, что в городе все спокойно: нет-нет, да и случаются опасные находки. Например, недавно на месте строительства нового ледового дворца спорта «зафонило». По заданию министерства строительства специалисты «Радона» обследовали стройплощадку. И обнаружили пять точечных и один площадный (около 500 кв. м) источников радиации. В незапамятные времена здесь базировались склады авиационной армии. О находке «Радон» сообщил заказчику и в МЧС, дело закрутилось: военные извлекли источники излучения (а это отработанные армейские приборы, компасы и пр., содержащие фосфор). Все они отправлены на утилизацию и захоронение.

Да разве это единичный случай? В том самом «благополучном» Южном напротив продуктового рынка собираются строить микрорайон на 10 тысяч человек на месте бывшего военного городка. Специалисты «Таежгеологии» здесь разбраковали, как они говорят, несколько аномалий, изъяли источники. Изъяли не все - работу они не закончили, военные им тогда не дали изучить всю территорию. Ну, а сегодня сюда уже завозят стройматериалы, хотят возвести микрорайон... Можно надеяться, что городские власти этого не допустят без полного обследования? Точно известно, что при строительстве новых домов в городе площадка обязательно обследуется как Роспотребнадзором, так «Радоном» и экологами.

Наталья Платошкина. Газета"Тихоокеанская Звезда"


В состав выхлопных газов автомобилей входит до 200 компонентов вредных веществ: оксид углерода, окислы азота, формальдегиды, диоксид серы (основные). Очень токсичен оксид углерода (причина не только в растущем количестве машин, но и в лесных пожарах). Раздражающе действуют на дыхательные пути диоксид азота, на центральную нервную систему - формальдегид, вдыхание воздуха с диоксидом серы ведет к воспалению легких.

Маршрутные наблюдения в Хабаровске осуществляются с использованием спецмашины передвижной лаборатории «Атмосфера-11». Есть и стационарные пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: на углу улиц Синельникова - К. Маркса, в районе нефтезавода на ул. Забайкальской, на перекрестке Воронежского шоссе и ул. Большой, в Индустриальном районе на ул. Архангельской. Четыре раза в сутки отбирают на этих постах пробы воздуха, лаборатория делает их анализ, и трижды в неделю выпускается «Экологический бюллетень».

Если вы хотите узнать радиационную обстановку на работе или дома, так сделать это проще простого. Пригласите специалиста «Радона» по тел. 36-41-57.
Разумеется, не бесплатно: стоимость услуги складывается из расценок оплаты работы дозиметриста и расходов на транспорт. Цена работы зависит от исследуемой площади.
Ну, а если хотите проверить сами, то для этого нужен дозиметр. Его можно приобрести в ЗАО Научно-производственное предприятие «ДОЗА» в Москве, стоимость ориентировочно от 10 тысяч рублей.