С 9 апреля по 18 мая на дорогах Хабаровска будет действовать запрет на движение тяжелой техники.



Ограничения вводят каждой весной "в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог". Но предприниматели считают данные запреты незаконными.

Постановление администрации Хабаровска о введении ограничений движения большегрузов устанавливает предельно допустимую осевую нагрузку - 3,5 тонны. За перегруз владелец автомобиля обязан заплатить.

- Данная мера предусмотрена федеральным законодательством. На краевом уровне разработан порядок введения ограничения. Администрация города готовит свой распорядительный акт, - рассказывает начальник управления административно-технического контроля мэрии Александр Якимов. - Перед введением ограничения оценивается состояние дорог. Соответствующие исследования для нас уже много лет проводит Дальневосточный филиал РосдорНИИ.

В своих исследованиях сотрудники института опираются на данные метеостанций, проводят собственные эксперименты, чтобы определить прочность дорожного полотна.

- Дороги наиболее уязвимы в период оттаивания, перехода температуры через ноль. Вода в это время накапливается под асфальтом. При движении перегруженного автомобиля она вымывает дорожное полотно, появляются просадки и выбоины. Дороге наносится большой ущерб, - отмечает главный инженер института Сергей Максимов.

Всего в Хабаровске пять категорий дорог. На прочность проверяют только магистральные.

- Если ограничивать движение на определенных улицах, большегрузы будут их объезжать. В этом случае отследить и проконтролировать поток, а значит, подсчитать ущерб, будет очень сложно, - объясняет специалист, добавлял, что автомобили практически всегда перегружены - предприниматели стараются сэкономить.

Опираясь на рекомендации ученых, чиновники устанавливают срок действия ограничения и значение допустимой осевой нагрузки. Согласно краевому законодательству максимальный срок запрета - 40 дней. Однако при плохом состоянии дорог действие постановления могут продлить еще на десять дней.

На каждые десять поездок перевозчик должен получить специальное разрешение, заплатив за бланк тысячу рублей. Сумму нанесенного ущерба рассчитывают по специальной форме. Кстати, методики расчета не существует. По словам Александра Якимова, были позаимствованы "готовые" цифры у коллег из Подмосковья.

- Средства от возмещения ущерба, нанесенного большегрузами, поступают в дорожный фонд и составляют в нем не более десяти процентов. Основная часть фонда - это налоги и собственные средства. В 2013 году на дорожную деятельность в бюджете предусмотрен миллиард рублей, - отмечает чиновник.

Практика действия весенних ограничений в Хабаровске существует много лет, механизм четко отлажен. Работой местных чиновников заинтересовались коллеги из соседних регионов и даже из Дагестана.
Под действие постановления попадает практически весь грузовой транспорт, значит, со всех этих автомобилей весной можно брать деньги за ущерб дорожному полотну

- В прошлом году приезжал коллега из Благовещенска для изучения документации. Дагестанцы приглашали к себе, - с гордостью отмечает Александр Якимов.

Кстати, в Амурской области временное ограничение на движение грузовых транспортных средств будет действовать с 25 апреля по 24 мая и коснется транспорта с осевыми нагрузками свыше шести тонн. Под запрет попадут 33 участка дорог региона общей протяженностью свыше 2230 километров.

Есть и исключения. Ограничения не распространяются на автобусные рейсы, международные перевозки грузов, на доставку продуктов питания, животных, лекарств, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений и почты. Транспорт Министерства обороны РФ также вне действия запрета. Не коснется постановление и грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий ЧП.

Несколько по-другому смотрят на ситуацию хабаровские бизнесмены, зарабатывающие на жизнь перевозкой грузов.

- Автомобилисты не выступают против введения ограничений, а оспаривают нарушения при введении такой меры. В соответствии с федеральным законодательством владелец дорог (мэрия города Хабаровска) должен составлять реестр дорог, куда вносятся технические характеристики и вид разрешенного использования автомобильной дороги, - говорит президент Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников "Хабаровскавто" Виктор Шпаков.

Поэтому для каждой категории дорог должны быть свои ограничения, что, по мнению чиновников, сложно воплотить на практике. Однако этого требует законодательство, уверены транспортники.

Кроме того, под действие постановления, устанавливающего допустимую осевую нагрузку всего 3,5 тонны, попадает практически весь грузовой транспорт, а значит, со всех этих автомобилей в данный период можно брать деньги. Предприниматели, несущие огромные затраты, считают, что в Хабаровске таким образом введен дополнительный косвенный налог на транспортные средства.

Беречь дороги нужно, но делать это следует не в убыток бизнесу, считают перевозчики. "В 2011 году мне за десятитонник, за то, чтобы делать по два-три рейса по городу за месяц, насчитали больше миллиона. Естественно, я отказался платить и простоял полтора месяца, то есть понес убытки. Соответственно, не смог вовремя заплатить транспортный налог", - делится на местном форуме с товарищами по несчастью хабаровский водитель. Форумчане также активно информируют друг друга о местонахождении постов ГИБДД с передвижными лабораториями весового контроля, чтобы объехать их. Кстати, сейчас в городе работают 19 единиц такого оборудования.

По словам Виктора Шпакова, более десяти лет Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников "Хабаровскавто" через прокуратуру и другие органы пытается решить данную проблему.

Между тем

На участке трассы Благовещенск - Свободный у пригородного поселка Дубовка возобновилось строительство 11-километровой объездной дороги. Она нужна, чтобы в Свободный не заходили тяжелые фуры, которые разбивают улицы. Из областного и федерального бюджетов на строительство объездного пути выделено более миллиарда рублей. Срок сдачи - 2014 год.