История хабаровского трамвая началась 6 марта 1901 года, когда торговый дом «Тифонтай и Ко» обратился в городскую думу с предложением построить конно-железную дорогу.

Отцов города смутило то, что торговый дом претендовал на самостоятельное нормирование оплаты перевозок, кроме того, было решено, что трамвай предпочтительнее. Но денег на строительство в казне не нашлось.

Вместе с тем, по свидетельствам старожилов и картографическим материалам дореволюционных лет, известно, что от вокзала до Николаевской (имени Ленина) площади ходил крохотный, из одного-двух вагонов, пассажирский составчик, приводимый в движение маленьким паровозиком; была узкоколейка и из района нынешнего «Энергомаша» до Амура в районе судоверфи. По условиям хабаровского бездорожья узкоколейка была хорошим транспортным средством, но до трамвая дело так и не дошло.

В конце 30-х, когда население Хабаровска приблизилось к 200 тысячам человек, вновь был поднят вопрос о трамвае, но 1941 год все перечеркнул.
После войны Хабаровск превратился в большую строительную площадку, автотранспорт едва справлялся с перевозками. Городу требовался трамвай, и его строительство началось в 1953 году.

Стройка была всенародной. Путейцы делали отсыпку под полотно, ведущие заводы города изготавливали различную оснастку, одновременно шло строительство трамвайного депо № 1. На его место было завезено только гравия около 200 тысяч кубометров. «Тихоокеанская звезда» тех дней регулярно печатала сводки, почти как фронтовые, о ходе строительства. И если кто-то был помянут в них недобрым словом за необязательность, нерасторопность, можно было считать, что на должности он не удержится - так свидетельствуют ветераны. Всего горожанами было отработано 50 тысяч человеко-дней, причем в иные воскресенья выходило столько людей, что не хватало рабочих мест. Работали весело, с задором и песнями.

Тем временем во Владивостоке шла подготовка трамвайных вожатых.
5 ноября 1956 года в 16 часов на Вокзальной площади состоялся митинг трудящихся Хабаровска, посвященный окончанию строительства и пуску первой очереди городского трамвая. Пассажирами первых вагонов были строители, а потом до поздней ночи катались все, кому посчастливилось попасть в трамвай, и желающих было не счесть. Казалось, весь город вышел на улицу поприветствовать трамвай и прокатиться.
В год столетия Хабаровска побежал трамвай на базу КАФ. Последние на данный момент пути были уложены в 1979 году, и 6 марта по ним пошел маршрут № 6.

Подготовил Александр Чернявский / Газета "Тихоокеанская звезда".