Повышение стоимости проезда на городском транспорте, проанонсированное мэром Хабаровска Александром Соколовым накануне Нового года, началось раньше времени. Коммерческие перевозчики, которым мэрия предоставила право первыми повысить цену, попали под проверку комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. В настоящее время за 12 рублей вместо прежних 10-ти пассажиров возят лишь восемь из 131 перевозчика.

Однако мэрия рассчитывает, что в середине марта РЭК одобрит повышение стоимости для муниципальных перевозчиков Хабаровска.

О предстоящем повышении стоимости проезда в городских автобусах мэр Хабаровска Александр Соколов сообщил накануне Нового года. Он не уточнил, с какого числа произойдет повышение и сколько будет стоить проезд. Часть коммерческих перевозчиков подняла цены на свои услуги с 10 до 12 руб. после окончания новогодних каникул. Перевозчики пояснили такой шаг ростом цен на топливо и тем, что они в течение трех лет «держали цену».

Сразу после этого комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края начал проверку законности повышения стоимости проезда в городском транспорте, назвав его незаконным, поскольку данные меры не были согласованы с ведомством, и пригрозил предпринимателям штрафом в размере от 5 тыс. до 50 тыс. руб.

В настоящее время в Хабаровске сложилась парадоксальная ситуация, когда на автобусе одного и того же маршрута можно проехать как за 10 рублей, так и за 12. Примечательно, что в последние десять лет повышение стоимости проезда в городском транспорте инициировали муниципальные перевозчики, а вслед за ними цены повышали коммерческие перевозчики. Когда три года назад городское автобусное предприятие МУП ХПАТП повысило стоимость проезда с 8 до 10 руб., «коммерсанты» отмечали, что могли бы без убытка возить горожан по прежней цене, но не хотят демпинговать.

По мнению председателя Хабаровского объединения промышленников и предпринимателей Евгения Шулепова, нынешнее повышение стоимости городских перевозок могло быть инициировано «теми, кто заинтересован в перераспределении пассажиропотока в сторону муниципального транспорта».

Однако, по словам замначальника управления транспорта администрации Хабаровска Сергея Макарова, согласно ст.16 ФЗ №131, регулирование ценообразования частными перевозчиками не входит в компетенцию мэрии города. «Данное повышение вызвано экономической ситуацией, сложившейся в городе, — считает господин Макаров. — Стоимость проезда в 10 руб. сохраняется в Хабаровске на протяжении трех лет, однако к январю 2006 года рост цен на бензин составил 30%, на дизельное топливо — 49%, на смазочные материалы — 40%, к январю 2007 года подорожание так же составило от 30% до 40% в зависимости от продукта».

В целом городские автобусные маршруты Сергей Макаров охарактеризовал как низкорентабельные: по итогам года себестоимость проезда в автобусах МУП ХПАТП-1 составила 10,68 руб., а за первые 17 дней января в связи с повышением цен на топливо муниципальное предприятие понесло убыток в размере 1,1 млн руб. По мнению господина Макарова, коммерческие перевозки в Хабаровске столь же низкорентабельны: по его данным, из 131 предпринимателя, заключившего с мэрией города договор на осуществление пассажирских перевозок, 17 прекратили свою работу. Отметим, что в соседнем Владивостоке стоимость проезда в городских автобусах только в этом году увеличилась с 8 до 10 руб.

Сергей Макаров сообщил, что еще в октябре 2007 года мэрия Хабаровска направила в РЭК документы на получение разрешения на поднятие цен на муниципальном пассажирском автотранспорте. Однако пока решение по данному вопросу не принято.

«Цену за проезд подняли всего восемь частных перевозчиков, остальные согласились отложить повышение стоимости проезда до принятия РЭК решения на соответствующее повышение для муниципального транспорта»,— объяснил господин Макаров. По его мнению, оно должно быть принято к середине марта.

Президент Хабаровской транспортной ассоциации, объединяющей городских автобусников, Виктор Шпаков вчера отказался комментировать ситуацию с ценами на городские перевозки.

Анна Ковалева. "Коммерсантъ"