Депутаты хабаровской городской думы вчера утвердили изменения к положению о наружной рекламе, согласно которым в течение пяти лет в историческом центре города все билборды должны быть заменены на «высокотехнологичные» рекламные носители. Новация, по мнению специалистов, приведет не только к повышению стоимости аренды рекламных мест, но и к монополизации рынка.

Вчера депутаты гордумы Хабаровска одобрили внесение изменений в Положение «О порядке регулирования отношений, возникающих в процессе размещения рекламных конструкций на территории города», инициированное департаментом муниципальной собственности мэрии Хабаровска. По словам первого заместителя начальника департамента Дмитрия Ганичева, принимаемые изменения должны привести муниципальные документы в соответствие с федеральным законодательством, в частности, с измененным в марте 2006 года ФЗ «О рекламе».

Изменения в Положении предусматривают полную замену в историческом центре города стандартных рекламных щитов формата 3х6 м (билбордов.— „Ъ“) на «высокотехнологичные конструкции». Как объяснил „Ъ“ начальник отдела наружной рекламы Хабаровска Василий Аристов, к новым рекламным носителям относятся конструкции с автоматической сменой изображения и информационным полем, выполненным с внутренней подсветкой или в виде светодиодного экрана.

«Это могут быть как стеклянные рекламные тумбы формата 2х4, так и призматроны (рекламные площади со сменяющимся изображением.— „Ъ“)», — отметил господин Аристов. По его словам, полностью билборды должны быть заменены через пять лет, когда у всех их владельцев закончится срок аренды.

Ъ В Хабаровске в сегменте наружной рекламы используется около 2,2 тыс. конструкций, из них примерно 1,8 тыс.— это щиты формата 3х6 м. Объем городского рынка, по оценкам экспертов, составляет 400 млн руб. В 2007 году от наружной рекламы в бюджет города поступило 50 млн руб.

По мнению игроков хабаровского рынка наружной рекламы, переход к более технологичным рекламным носителям неизбежно приведет к росту стоимости аренды рекламного места. Однако, по мнению колиент-менеджера рекламного агентства «Стрит-Лайн» Ольги Гвоздевой, если повышение и будет, то небольшое (не более 5%), и происходить оно будет равномерно.

«Даже сейчас призматроны в центре города пользуются большим спросом, и стоимость рекламного места на них не сильно отличается от аренды щита 3х6, — объяснила госпожа Гвоздева.— Если учесть, что такая конструкция позволяет разместить сразу три рекламных изображения, то выгода владельцев призматронов очевидна».

Она отметила, что крупные рекламные агентства уже приступили к замене стандартных билбордов на новые конструкции в центре города, в частности по улице Ленина.
Как рассказали „Ъ“ в рекламно-производственной группе «High way» (компания, занимающаяся монтажом автоматизированных рекламных конструкций.— „Ъ“), стоимость установки призматрона в 10–20 раз превышает установку простого крупноформатного щита, поэтому еще одной проблемой при переходе к технологичным рекламным конструкциям может стать монополизация рынка. «Если у компании не хватит денег переоборудовать 50 мест сразу, на которых ранее размещались щиты формата 3х6, то она будет вынуждена продать эти места»,— отметил собеседник „Ъ“ в компании.

Подобное обновление рекламных носителей в историческом центре города запланировала и мэрия Владивостока. Однако, по мнению экспертов, на владивостокском рынке наружной рекламы «высокотехнологичные конструкции» пока не востребованы. В связи с этим, считает руководитель отдела сетевых программ рекламного агентства «Эддисон» Наталья Атрамонова, при смене формата может наблюдаться понижение доходности наружной рекламы в целом и сокращение поступлений от этого вида деятельности и в городскую казну.

Анна Ковалева. "Коммерсантъ"