Правительство Хабаровского края обратилось к федеральным органам власти с просьбой ускорить строительство второй автомобильной части моста через Амур. Ее монтаж необходимо завершить до 2009 года, иначе придется накладывать ограничение на движение поездов по железнодорожной линии моста, строительство которой в настоящее время подходит к концу.

При этом, по мнению транспортников, необходимость во второй очереди автомобильного моста возникнет лишь после окончательной сдачи в эксплуатацию федеральных трасс «Амур» и «Восток», запланированной на 2010 год.

Вчера правительство Хабаровского края направило в Минфин, МЭРТ и Минрегионразвития РФ официальное обращение с просьбой ускорить и увеличить финансирование строительства второй очереди автомобильной части моста через Амур. Обратиться в федеральные ведомства с официальным запросом краевым властям было рекомендовано на заседании правительства РФ 13 декабря 2007 года, на котором рассматривался этот вопрос.

Однопутный мост через Амур длиной 2,6 км был введен в эксплуатацию в 1916 году. В 1998 году старые пролетные строения мостового перехода были демонтированы. На реконструированные опоры установили новые пролетные конструкции и в 1999 году ввели в эксплуатацию первые части автомобильного и железнодорожного переходов.

В начале 2005 года при обсуждении источников финансирования строительства второй очереди моста предполагалось, что средства инвестируют РЖД, правительство Хабаровского края и Росавтодор. В результате РЖД совместно с Минтрансом нашло средства на строительство второй очереди железнодорожной части моста. Сейчас она готова на 60%, завершение работ планируется на конец 2009 года.

Общая сумма затрат на эту часть строительства оценивается в 6 млрд руб. Заказчиком второй линии автоперехода был определен Росавтодор, однако первые средства на это строительство были заложены только в бюджете 2008 года. Правительство Хабаровского края отказалось от финансового участия в проекте, поскольку мост имеет федеральное значение.



По мнению краевых чиновников, объемы финансирования необходимо увеличить, так как до конца 2009 года на автомобильной части моста необходимо завершить монтаж ортотропных плит для формирования автомобильной проезжей части, иначе придется ограничивать движение по железнодорожной части моста (которая к тому моменту будет достроена). В пресс-службе Дальневосточного отделения железной дороги вчера подтвердили такую необходимость: «После запуска второй очереди железнодорожной линии моста будет закрыт тоннель под Амуром, поэтому при продолжении монтажа автомобильной части придется перекрывать две нитки железнодорожного движения. Это большие сложности в работе».

По словам первого замминистра промышленности, транспорта и связи краевого правительства Виктора Савченко, выделенных Минтрансом РФ

в 2008 году 700 млн руб. на строительство второй очереди автомобильной части моста недостаточно для того, чтобы уложиться в срок. «Из этой суммы 100 млн руб. предусмотрено на проектирование и 600 млн руб. — на непосредственное строительство»,— рассказал господин Савченко и уточнил, что требуемый объем средств будет известен только после подготовки проектно-сметной документации.

Между тем в настоящее время потребности в увеличении пропускной способности автомобильного моста через Амур нет. По данным замначальника ФГУ «Дальуправтодор» Юрия Залевского, интенсивность движения по автомобильной части моста на сегодня составляет 6068 автомобилей в день при пропускной способности в несколько десятков автомобилей и в последнее время цифры интенсивности движения мало меняются.

По оценкам специалистов, вторая очередь автоперехода будет актуальна в случае достройки федеральных автотрасс «Амур» (Чита—Хабаровск), «Восток» (Хабаровск—Находка) и Лидога—Ванино. В частности, директор филиала перевозочной компании «Грузовозофф» Евгений Горошкин отметил: «Сейчас в движении по амурскому мосту нет затруднений. Но стратегические трассы и мост — это звенья одной цепи. И если бы они функционировали, то грузопоток по автодорогам Дальнего Востока был бы существенно увеличен».

Марина Кравченко. "Коммерсантъ"