Реконструкцией Кузнецовского тоннеля займется дочернее предприятие ОАО «БАМтоннельстрой» — ООО «Тоннельный отряд №12». Общая стоимость проекта — 50 млрд руб. От его реализации напрямую зависят перспективы проектов строительства новых терминалов частных компаний в порту Ванино и Советской Гавани на Дальнем Востоке.

Вчера начальник производственного отдела ООО «Тоннельный отряд №12» Андрей Осмоловский сообщил, что в качестве основного субподрядчика по реконструкции Кузнецовского тоннеля на участке ДВЖД Советская Гавань — Комсомольск-на-Амуре выступит холдинг «БАМтоннельстрой». Основные работы будет выполнять его дочерняя компания — «Тоннельный отряд №12».

Тендер на право реконструкции тоннеля прошел в феврале. Какие компании в нем участвовали — в филиале «БАМтоннельстроя» и в дирекции по строительству железнодорожных объектов не сообщили.

Ъ ОАО «БАМтоннельстрой» специализируется на строительстве тоннелей, подземных дорог, а также на метростроении. 80,23% акций находится в номинальном управлении ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания», основными владельцами являются физические лица. По данным Росстата, на 1 января 2008 года в составе компании было более 30 филиалов и дочерних предприятий. Валовая прибыль предприятия в 2006 году составила 609,8 млн руб.

Кузнецовский тоннель, построенный в начале 1940-х годов по облегченным нормам, является узким местом участка ДВЖД Комсомольск—Совгавань. Сейчас его пропускная способность не превышает 12,5 млн т в год, что является сдерживающим фактором для развития Ванинско-Совгаванского транспортно-промышленного узла. Реконструкция тоннеля, или, как говорят в РЖД, модернизация БАМа, позволит увеличить грузопоток в направлении портов к 2020 году до 50 млн т (грузооборот на участке в 2006 году составил 10 млн т). Как ранее сообщалось, новый тоннель будет проложен в обход старого.

Его протяженность составит 3890 м. Работы по строительству подходов к тоннелю уже начались. Их ведет аффилированная с «БАМтоннельстроем» компания «БАМстроймеханизация». «Только первоначальные работы по „расшивке“ Кузнецовского тоннеля увеличат пропускную способность дороги сразу до 37 млн т в год»,— считает вице-президент ОАО РЖД Олег Тони. Завершить этот этап строительства РЖД планирует к 2014 году.

На Красноярском экономическом форуме, прошедшем на прошлой неделе, президент РЖД Владимир Якунин сообщил, что инвестиции в реконструкцию Кузнецовского тоннеля оцениваются в 59,9 млрд руб. и что 30% этой суммы (17,7 млрд руб.) будет покрыто за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации, а остальное вложит РЖД. В этом проекте крайне заинтересованы добывающие компании, которые уже начали строить портовые терминалы на Дальнем Востоке для экспортных перевозок угля и руды и давно жалуются на проволочки с расширением БАМа.

Так, Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) рассчитывает запустить угольный терминал на 8 млн т в год в Советской Гавани уже в мае 2008 года. В ближайшем будущем компания готова перейти на годовую перевалку в 12 млн т, а через два-три года — до 18–24 млн т в год. Горнорудная компания Aricom планирует построить терминал стоимостью 4 млрд руб. с перевалкой 7 млн т руды в год в порту Ванино.

По словам совладельца компании Павла Масловского, перевозка этих объемов по БАМу станет критичной для Aricom в 2012 году. Намерения о строительстве в Ванино и Совгавани своих терминалов заявляли также якутский «Сахатранс», «Базовый элемент», увеличение объема бункеровки нефти в Ванинском порту планирует ОАО «Трансбункер». Эксперты считают, что после реконструкции Кузнецовского тоннеля у БАМа впервые появляется возможность привлечь действительно крупные грузопотоки.

«Решение проблемы узких мест на этой дороге создаст мощного конкурента морскому пути между странами АТР и Европой»,— полагает глава консалтингового агентства «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. Грузопоток по этому направлению он оценивает в $90 млрд в год. «За полувековую историю БАМ наконец-то выйдет на проектную мощность»,— отмечает руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Впрочем, по его словам, у ОАО РЖД есть риск не окупить стоимость проекта в связи с «неустойчивой конъюнктурой перевозок массовых грузов, какими являются руда и уголь.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"