НК «Роснефть» совместно с «Аэрофлотом» и «Дальавиа» станет соинвестором проекта строительства второго топливно-заправочного комплекса в аэропорту Хабаровска. Новый ТЗК будет альтернативным действующему комплексу, который принадлежит владельцу аэропорта ЗАО «Альянс-Пром». Представители власти рассчитывают, что подобная конкуренция приведет к снижению цен на авиабилеты.

Вчера гендиректор дочерней компании «Роснефти» — ООО «РН-Востокнефтепродукт» Иван Патютько сообщил, что компания примет участие в строительстве топливно-заправочного комплекса (ТЗК) в хабаровском аэропорту. «На уровне головной компании создано управление по заправке самолетов, и оно примет участие в строительстве инфраструктурных объектов в аэропорту Хабаровска совместно с «Аэрофлотом»»,— сказал господин Патютько.

В настоящее время в хабаровском аэропорту действует один топливно-заправочный комплекс, входящий в структуру ОАО «Хабаровский аэропорт» (100% акций принадлежит ЗАО «Альянс-пром»). «Сегодня „Альянс“, имея монополию, диктует условия „Дальавиа“, но авиакомпания хочет сама диктовать топливным компаниям свои условия»,— пояснил господин Патютько необходимость строительства второго ТЗК.

По его словам, заправкой воздушных судов будет заниматься специально созданная служба в составе ООО «РН-Востокнефтепродукт». На сегодняшний день отпускная цена тонны керосина у «РН-Востокнефтепродукта» без НДС составляет 20 тыс. руб., в январе 2008 года у компании «Альянс» стоимость 1 т керосина «в крыло» (с услугой по топливообеспечению, без НДС) — 23,8 тыс. руб. Среди крупных аэропортов Дальнего Востока это наиболее низкая цена, так, во Владивостоке 1 т керосина «в крыло» стоит 25,5 тыс. руб., в Магадане — 24,7 тыс. руб., в Петропавловске-Камчатском — 24,6 тыс. руб.

Ъ ОАО «Хабаровский аэропорт» было выделено из ФГУП «Дальавиа» в феврале 2005 года. 100% акций принадлежит ЗАО «Альянс-пром» (входит в группу «Альянс»). В 2006 году аэропорт пропустил 850 тыс. пассажиров. В собственности ОАО находятся грузовой терминал, действующий и законсервированный аэровокзалы, ТЗК.

ОАО «Дальавиа» создано в процессе акционирования ФГУП «Дальавиа». 100% акций предприятия принадлежит государству. На балансе предприятия — станция техобслуживания, аэронавигационное оборудование, а также международный терминал. За первое полугодие 2007 года «Дальавиа» перевезла 305 тыс. пассажиров. Убытки компании за этот период составили 48 млн руб. В настоящее время компания «Аэрофлот» проводит финансовое оздоровление компании, а впоследствии планирует создать на базе «Дальавиа» дальневосточную «дочку».



Принципиальное решение о строительстве ТЗК «Дальавиа» было принято летом прошлого года после того, как ОАО «Хабаровский аэропорт» отказало в заправке двух бортов дальневосточной авиакомпании, задолжавшей более 14 млн руб. за топливо. Конфликт между хабаровским аэропортом и перевозчиком получил развитие осенью, когда «Дальавиа», также выполняющая ряд аэропортовых функций, запретила прием бортов иностранного производства.

Как сообщил заместитель гендиректора «Дальавиа» по финансам и коммерческой деятельности Андрей Быковский, срок реализации проекта составит около двух лет, инвесторами проекта выступят «Аэрофлот», «Роснефть» и «Дальавиа». В каких пропорциях будут вкладываться компании в этот проект, пока не определено. Объем инвестиций в строительство господа Быковский и Патютько не назвали. «Окончательно утвержденного проекта пока нет, мы рассматриваем несколько вариантов, финансовую сторону строительства пока не афишируем»,— пояснил Андрей Быковский. По мнению участников рынка, стоимость проекта может превысить 150 млн руб. при сроке окупаемости более 10 лет.

Заместитель министра промышленности, транспорта и связи Виктор Савченко считает, что появление в аэропорту дополнительного топливно-заправочного комплекса будет способствовать удешевлению полетов. «Если в аэропорту появится два комплекса, два заправщика, это приведет к конкуренции, а значит, и к снижению стоимости топлива, а впоследствии и билета»,— пояснил господин Савченко. В ОАО «Хабаровский аэропорт» вчера комментировать проект строительства альтернативного ТЗК отказались.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"