Вы, конечно, знаете о сооружении в Хабаровске великолепной по исполнению и очень необходимой городу автомобильной эстакады, соединившей улицу Ленинградскую с Восточным шоссе и проспектом 60 лет Октября.

Она помогла решить несколько сложных транспортных проблем. Однако прошло совсем немного времени (строительство второй очереди эстакады было завершено в 2004 году), и на месте этого сложнейшего инженерного сооружения стали обнаруживаться не просто визуально неприятные, но практически опасные вещи: просело дорожное полотно, обильные дожди там подмыли въезд на эстакаду, расхлябались резино-металлические деформационные швы и так далее.

В конце сентября этого года сотрудники кафедры «Мосты, основания и фундаменты» Тихоокеанского государственного университета провели анализ «состояния сопряжения автодороги по улице Ленинградской с эстакадой» и сделали заключение, что «состояние сопряжения… характеризуется»: «разрушением мощения», «обнажением крайней переходной плиты, появлением пазух под второй справа переходной плитой», «нарушением условий устойчивости опоры электросети». Так что же происходит?

После завершения строительства содержание эстакады было поручено крайдорпредприятию. Финансировал эти работы «Хабаровскуправтодор» за счет средств территориального дорожного фонда. И до определенного времени никаких недоразумений не возникало. Кроме одного. По логике, содержать эстакаду, расположенную на территории города и работающую в его интересах, должна администрация Хабаровска. Более того, она обязана взять этот объект на свой баланс как городскую собственность. Но мэрия всячески этому сопротивлялась. Хотя на основании решения технического совещания, которое утвердил первый заместитель председателя краевого правительства Владимир Попов, было решено, чтобы с 1 июля 2004 года «Хабаровскуправтодор» финансирование прекратил.

Создалась довольно странная ситуация: крупное и довольно сложное инженерное сооружение Хабаровска оказалось ничейным. Содержать его, поддерживать в надлежащем состоянии оказалось некому. По этому поводу началась активная переписка, в которой участвуют по сию пору и «Хабаровскуправтодор», и хабаровская мэрия, и городская дума, и министры краевого правительства. Но администрация Хабаровска признавать себя полновластным хозяином путепровода не желает.

Даже если примитивное колесо вовремя не смазывать и не подтягивать регулярно, оно очень быстро рассыплется. Что же говорить о таком грандиозном сооружении, как автодорожная эстакада. Но усилия многих заставить город признать ее своей и начать по-хозяйски заботиться о ее состоянии пока ни к чему не привели.

Переход с улицы Ленинградской на Восточное шоссе особенный. Он таков, что на въезде на эстакаду образована этакая впадина, куда с двух склонов - от завода «Дальэнергомаш» и с начального участка эстакады - во время даже не очень сильного дождя устремляются встречные потоки воды. Чтобы отвести их с полотна дороги, по ее обочинам устроены системы водоотвода - колодцы, лотки, карманы. Эти сооружения необходимо постоянно очищать от песка, ила, грязи. Однако это или делается абы как, или не делается вовсе. Поэтому система водоотвода перестала действовать. И вода уже проделала большую разрушительную работу. Тут уместно сослаться на вывод специалистов из Тихоокеанского государственного университета: «Таким образом процессы увлажнения грунта, направленные сверху и снизу конуса, сопутствующие механические разрушения… привели к потере устойчивости откосов земляного полотна и конуса, примыкающих к водосбросу…» Надо ли гадать, что может за этим последовать, если не принять срочных и решительных мер?

Леонид ГАПИЧ. Газета "Тихоокеанская Звезда"