Новости

В Хабаровске, в рамках заседания Дальневосточного межрегионального координационного совета, железнодорожники совместно с руководителями региональных органов власти, представителями крупных грузовладельцев, компаний-операторов, морских портов рассмотрели вопрос о возможности ввода в эксплуатацию частных локомотивов на путях общего пользования. Об этом РИА "27 Регион" сообщили в пресс-службе ДВЖД.


Мероприятие проходило под председательством начальника Дальневосточной железной дороги Михаила Заиченко.

Как отметил первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадий Нестерук, планом мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрена реализация пилотных проектов создания частных перевозчиков по принципу конкуренции «за маршрут» и «на маршруте».

Конкуренция «за маршрут» предполагает, что на отдельных участках инфраструктуры общего пользования по результатам государственного конкурсного отбора исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передается локальному перевозчику на срок 5-10 лет.

Конкуренция «на маршруте» предполагает, что на отдельных участках и маршрутах сети российских железных дорог, наряду с ОАО «РЖД», будут осуществлять деятельность несколько локальных грузовых перевозчиков. При этом ОАО «РЖД» продолжит свою деятельность на данном участке как общесетевой перевозчик.

Отмечено, что в результате проведенной работы по оценке модели деятельности локальных перевозчиков, анализа последствий и возможных рисков их создания для отрасли и потребителей железнодорожного транспорта, были выявлены существенные риски неоптимального использования активов железнодорожного транспорта в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры, негативные экономические и технологические последствия для железнодорожного транспорта.

Во-первых, появление локальных перевозчиков создаст риски неоптимального использования активов железнодорожного транспорта в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры.

Во-вторых, институт локальных перевозчиков в дополнение к существующему институту операторов грузовых вагонов существенно усложнит схему взаимодействия участников рынка грузовых перевозок.

При освоении локальными перевозчиками, например, до 20% от общего объема перевозок по сети ОАО «РЖД» возникнут следующие негативные факторы: снизится пропускная способность участков сети; возникнет необходимость в дополнительном путевом развитии станций; снизятся участковые скорости движения поездов; появится избыточное количество локомотивов на участках; увеличатся доли пробега локомотивов в одиночном следовании; время ожидания отправления локомотивов с поездами возрастет примерно в 1,58 раза; увеличатся время ожидания вагонами прицепки к локомотивам и потребность в парке локомотивов.

Вариант реализации пилотного проекта «за маршрут» позволит локальным перевозчикам работать за счет оптимизации всей грузовой работы на выделенном участке, а не за счет эксплуатации локальных тарифных «оптимумов», и не окажет негативного влияния на организацию перевозочной деятельности в местах интенсивного грузопотока.

В целом, по мнению большинства экспертов в области транспорта, в России в современных условиях экономики предлагаемое введение множественности перевозчиков существенно ухудшит эффективность существующей системы железнодорожного транспорта, повысит стоимость предоставления услуг и может дать существенный негативный экономический эффект в целом для общества.

В заключении Геннадий Нестерук рекомендовал руководителям органов власти субъектов поддержать позицию по реализации пилотного проекта по созданию локальных перевозчиков по модели конкуренции «за маршрут» и направить в Министерство транспорта Российской Федерации соответствующие обращения.