Подготовка водителей транспортных средств стала предметом обсуждения на совещании Дальневосточной ассоциации автомобильных школ (ДВААШ) в Хабаровском учебно-курсовом комбинате. Своими мнениями на этот счет поделились представители крупных автошкол краевого центра и Комсомольска-на-Амуре, специалисты министерства образования Хабаровского края и сотрудники ГИБДД.

Не секрет, что работа некоторых автошкол сегодня вызывает немало критики, так как обучение слушателей зачастую проводят учреждения, не имеющие для этого нормальной материально-технической базы и профессиональных кадров.
В прошлом году, кстати, Министерство образования России разработало «Положение о порядке подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств». Участники семинара-совещания его тоже обсудили.

Радикальное изменение в системе лицензирования заключается в том, что теперь отозвать лицензию в случае нарушений сможет тот же орган, что и выдавал ее.
К примеру, если раньше, чтобы закрыть так называемую «подвальную» автошколу, нужно было обратиться в суд для отзыва лицензии, то теперь уже самой школе придется обращаться в суд, если она была замечена в нарушениях, чтобы вернуть лицензию. Можно предположить, что это нововведение существенно отсечет от образовательного процесса тех, кто решил подзаработать на буме автомобилизации, не имея на то оснований.

А какие же изменения ждут тех, кто хочет получить права? Потенциальным кандидатам в водители стоит порадоваться: в отношении автошкол вводятся нормы закона «О защите прав потребителей», предусматривающие защиту прав граждан «при получении платной образовательной услуги по обучению водителей транспортных средств». Им же предусмотрены повышенные требования к педагогическому составу и уровню подготовки мастеров практического вождения.
Естественно, повышены и требования к кандидатам в водители. Так, определена необходимость наличия у них образовательного минимума (не ниже основного общего), необходимого для усвоения предусмотренных теоретических знаний и безопасности дорожного движения. Признана не соответствующей закону «О безопасности дорожного движения»  практика приема квалификационных экзаменов у лиц, которые готовились к ним самостоятельно. Вводится единый квалификационный практический экзамен в условиях реального дорожного движения продолжительностью не менее 45 минут, поскольку практический экзамен на закрытой площадке не позволяет оценить надежность кандидата в водители как участника дорожного движения.

Предусмотрена и сдача экзамена на автомобиле с автоматической трансмиссией, что порадует владельцев «японок». При этом установлено ограничение на количество попыток сдачи экзамена - до трех раз. После чего кандидат в водители должен пройти повторный курс обучения. А для обеспечения достоверности выставляемых экзаменатором оценок за практическую часть в автомобиле при экзамене должны находиться, кроме экзаменатора, еще и члены экзаменационной комиссии. Как и предполагалось, существующие пять категорий транспортных средств А, В, С, D, Е будут разбиты на 12 подкатегорий.
- Конечно, нужно говорить о качестве подготовки водителей и о критериях, по которым нужно судить о деятельности той или иной автошколы. Но таких критериев пока нет, - заметил начальник экзаменационного отделения ГИБДД Хабаровского края Алексей Зоткин.

В Хабаровске для автошколы плохим показателем, для справки, считается менее 60 процентов сдавших экзамен. В этом случае следует предписание ГИБДД. Эта цифра была принята еще в так называемые застойные времена, когда средний показатель был 80-85 процентов. А теперь в целом по стране он составляет 67 процентов. По Хабаровскому краю чуть выше -  69 процентов. Между тем есть регионы, где этот показатель составляет всего 20-30 процентов!

На совещании говорилось и о реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Напомню, что ее цель - сократить число погибших в ДТП примерно в 1,5 раза к 2012 году - с нынешних 35 тысяч до 21 тысячи человек. На достижение этой цели, как отметил президент ДВААШ Анатолий Насыров, побывавший накануне на совещании руководителей автошкол в Москве, сегодня и направлена деятельность всех участников дорожного движения.

Алена БУЛАТОВА. Газета "Тихоокеанская звезда"