На хабаровском рынке продуктового ритейла, до сих пор занятом лишь местными сетями, появился игрок из Приморского края: свой первый магазин открыла торговая сеть «ВЛ-март», являющаяся структурой холдинга «В-Лазер». Еще одну торговую точку ритейлер планирует открыть в конце мая. По мнению аналитиков, действующие хабаровские сети составят серьезную конкуренцию «ВЛ-марту», который впервые вышел за пределы Приморского края.

Приморский продуктовый ритейлер «ВЛ-март» впервые вышел за пре делы региона, открыв в конце апреля свой первый супермаркет в Хабаровске. Торговая точка площадью 700 кв. м расположилась в здании магазина электронной и бытовой техники «В-Лазер», открытого несколько месяцев назад. По словам коммерческого директора «ВЛ-марта» Елены Брюхановой, это один из самых маленьких магазинов сети.

«У нас площади достаточно большие — от 1,5 тыс. кв.м, впрочем, в Хабаровске на такой ограниченной площади нам удалось разместить весь ассортимент, кроме того, мы наладили производство салатов и вторых блюд»,— рассказала госпожа Брюханова. По ее словам, супермаркет будет работать в среднем ценовом сегменте: «Мы не дискаунтер, в основном мы ориентируемся на покупателей среднего класса.

Но при этом мы приходим с ценами ниже, чем у компаний, работающих в Хабаровске в среднеценовом сегменте, таких как „Три толстяка“ и „Народная компания“». В конце мая в Хабаровске запланировано открытие второго супермаркета «ВЛ-март» на улице Трехгорной.

В «ВЛ-марте» не стали раскрывать инвестиции в открытие первого магазина в Хабаровске. Магазин аналогичной площади сети «Три толстяка», выставленный на аукцион осенью прошлого года, был оценен в 177 млн руб., однако участники рынка сочли эту цену завышенной.

Ъ Сеть «ВЛ-март» является структурой приморского холдинга «В-Лазер», в который, кроме продуктового ритейлера, входит сеть магазинов бытовой и электронной техники, завод бытовой техники «Океан», логистическая компания «ВЛ-Лоджистик» и несколько сервисных подразделений. Первый продуктовый магазин холдинга был открыт в 1999 году и работал под одной торговой маркой с магазинами электроники «В-Лазер». В 2006 году продуктовая сеть была выделена и переименована в «ВЛ-март». На данный момент сеть насчитывает шесть магазинов общей торговой площадью 5,85 тыс. кв.м во всех крупных городах Приморья — гипермаркеты во Владивостоке и Находке и супермаркеты в Уссурийске, Арсеньеве, Партизан-ске, а также в селе Андреевка Хасанского района.

До сих пор на хабаровском рынке продуктового ритейла присутствовали только местные игроки — ООО «Невада» с сетью магазинов «Самбери» (три супермаркета, один гипермаркет, торговая площадь 10 тыс. кв.м), ООО «Бизнесинтевест» с пятью супермаркетами «Пеликан» общей площадью 3 тыс. кв.м, ООО «Доверие» с сетью супермаркетов «Три толстяка» (восемь магазинов общей площадью 3 тыс. кв.м), «Народная компания» представлена 10 магазинами (2,4 тыс. кв.м), ЗАО «Артель старателей „Амур“» владеет четырьмя супермаркетами «Тамара» (2,4 тыс. кв.м). Участники рынка вчера избегали комментировать приход в Хабаровск приморского игрока.

Генеральный директор компании «Альпари-Консалтинг» Феликс Степанец считает, что выход на хабаровский рынок сети «ВЛ-март» обусловлен высокой конкуренцией в Приморском крае. «Приморский рынок им стал уже тесен, и они начали осваивать рынки ближайших соседей.

С открытием первого магазина они попытались „застолбить“ за собой часть хабаровского рынка, чтобы к приходу московских ритейлеров у них уже было присутствие в регионе»,— пояснил господин Степанец. По его словам, вход на рынок сети «ВЛ-март» облегчен тем, что в Хабаровске уже несколько лет работают магазины «В-Лазер», специализирующиеся на торговле бытовой техникой.

«Несмотря на то, что продукты и бытовая техника — это разные направления, „ВЛ-марту“ будет проще занять свое место: у них уже есть информация о хабаровском рынке, наработанная система логистики, есть определенные навыки работы в Хабаровске, имеются торговые и складские помещения»,— пояснил аналитик, подчеркнув, что на хабаровском рынке есть свои активные игроки и избежать серьезной конкуренции приморскому ритейлеру не удастся.

Между тем выход на хабаровский рынок федеральных продуктовых сетей аналитики пока не прогнозируют. «Федеральные продуктовые ритейлеры сегодня в основном занимаются развитием своих сетей в европейской части России, где проживает большая часть населения страны. Выход на рынок Дальнего Востока потребует от торговых компаний солидных финансовых вложений, прежде всего в логистику и оптимизацию системы функционирования торговой сети. По оценкам, возможный приход федеральных игроков на рынок ритейла региона стоит ожидать не ранее, чем через три–пять лет»,— сообщил аналитик компании «Алор Инвест» Руслан Самарин.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"