Неожиданно рано, в начале декабря прошлого года, многие собственники и наниматели жилья в Хабаровске получили счета за отопление и горячую воду, где им предлагалось материально поддержать энергетиков и внести указанную сумму. Тот, кто «проникся» и поддержал, в декабре и заплатил за декабрь. Чем, безусловно, поспособствовал выполнению плана по сбору платежей аж на 103 процента.

Но в основном горожане занимались приготовлениями к новогодним праздникам и потому последнюю зарплату года решили не тратить на авансирование коммунальных платежей. Мол, переживем праздники, потом и рассчитаемся. А в начале января, еще не обретя вновь остроту ума и понимание текущего момента, горожане обрели квитанции, в которых неоплаченный декабрьский счет уже считался долгом. Это было первым потрясением. Вторым стало то, что жильцу, привыкшему платить за уже оказанную услугу, вновь предлагалось заплатить за то, чего он еще не получил. Январь только начался, а январский счет - вот он, в почтовом ящике.

Как и бывает в таких непонятных ситуациях, жильцы пытались «найти правду»: что за долг образовался, если я в ноябре заплатил за всё, а декабрь только закончился? И почему, не потребив положенного январского тепла и горячего водоснабжения, я должен за него платить?

Меня даже пригласили на «сход граждан» в одном из многоквартирных домов по проспекту 60-летия Октября с повесткой: «За что платить, если платить не за что? Да и не на что». Один из руководителей ЖКХ достаточно откровенно (правда, взяв с меня слово, что фамилию его в газете не назову) сказал, что такую бурную реакцию граждан и надо было ждать. Что платить все-таки, по его разумению, надо за оказанную услугу, а не за перспективу ее получить. Что директору Хабаровской теплосетевой компании Николаю Юрасову он попытался это объяснить, но тот привел в качестве примера Владивосток - там это делают, и ничего, народ платит.

Заместитель директора Хабаровской теплосетевой компании Елена Гаврилюк утверждает: все по закону, то есть по Жилищному кодексу. И любезно отсылает меня прочитать статью 155 этого документа, гласящую в пункте 1, что «плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом», а в пункте 2 объясняющем, что «плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом».

Однако ведущий специалист отдела защиты прав потребителей администрации города Любовь Бегункова объясняет:
- Первого января потребителю предоставляется квитанция за коммунальные услуги, оказанные в декабре, и он обязан оплатить их до 10 января. Другого понимания Жилищного кодекса нет. А статья 37 закона о защите прав потребителей объясняет следующее: «Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа (услуга) может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса».

Впрочем, некоторую дипломатию все-таки проявили, хоть и с опозданием. Как сказала Елена Гаврилюк, неоплаченный аванс за коммунальные услуги больше не будет считаться долгом, его теперь будут называть «неоплаченные начисления», а за неоплаченные начисления в суд на вас не подадут. Хоть какое-то утешение.

Елена Загорская / Газета "Тихоокеанская звезда"