С 1 января коммерческие перевозчики Хабаровска, прошедшие городской конкурс, который завершился в конце декабря, вышли на свои маршруты. В первый день 2007 года, по данным управления транспорта, на линиях работали сразу 135 автобусов, в прошлом году их было почти в пять раз меньше. А после Рождества все 400 с лишним коммерческих автобусов приступили к работе на 46 маршрутах.

Ситуация с перевозкой пассажиров была бы более благостной, если бы не сбои в работе у муниципальных перевозчиков. И первыми на себе это почувствовали пассажиры. Письма и звонки о нерегулярном выходе муниципальных автобусов стали поступать в редакцию с завидным постоянством. В управлении транспорта мэрии города подтвердили, что трудности есть, в ХПАТП №1 не хватает водителей, нет достаточных средств на покупку топлива и транспорта.

Понятное дело, что от этого страдают в первую очередь льготники, которые на муниципальном общественном транспорте пользуются проездными билетами. Коммерческие перевозчики, как ни пыталась мэрия Хабаровска их уговорить, возить льготников (кроме участников Великой Отечественной войны и инвалидов) отказались. И дело, наверное, даже не в том, что до сих пор не принят механизм компенсации выпадающих доходов. Предпринимателей не устраивают многие положения конкурса.

Кто порождает коррупцию?
Президент краевой ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков не скрывает: результаты конкурса, механизм его проведения вызывают недовольство у частных перевозчиков. По мнению многих членов этой ассоциации, мэрия города не сочла нужным учесть несколько важных требований коммерсантов.
- О своей позиции мы заявили в сентябре прошлого года, когда вышло постановление мэра города о проведении конкурса. Оно ущемило интересы многих предпринимателей. Они стали обращаться на «телефон доверия» при правительстве края с жалобами. И хотя мэрия под нажимом и внесла некоторые поправки в ранее принятое постановление, но многие замечания так и не были услышаны. Проведение конкурса до сих пор остается закрытым и дает возможность для различного рода нарушений, - рассказывает Виктор Шпаков и показывает документ на трех страницах, где указаны все минусы в сфере организации коммерческих пассажирских перевозок. Он со свойственной эмоциональностью начинает загибать пальцы:

- Во-первых, принятию таких постановлений изначально должна предшествовать общественная экспертиза. Мы уже семь лет пытаемся сотрудничать с мэрией, но найти общий язык до сих пор не удается. В октябре наша ассоциация внесла в совет по предпринимательству и Межведомственный совет по устранению барьеров в развитии предпринимательства несколько важных предложений. Тогда мы говорили о нездоровой обстановке в сфере организации пассажирских перевозок, «закрытости» проведения конкурсов, о несовершенстве положения по их организации, что ведет к нарушениям и злоупотреблениям. Допускаются случаи, когда договоры на перевозку пассажиров заключаются через МУП ХПАТП №1 с предпринимателями, которые не принимали участия в конкурсе…

Он также рассказал, что к таким выводам ассоциация «Хабаровскавто» и некоммерческое партнерство (НП) «Грин» пришли, работая в течение года над проектом «Некоррупционная инициатива», изучая механизм организации транспортного обслуживания населения в Хабаровске. Специалисты согласились: существующие нормативные акты создают реальную угрозу для распространения коррупции.

Это заявление имеет веские основания. Дело в том, что ассоциация обратилась в Хабаровское управление Федеральной антимонопольной службы России с просьбой рассмотреть постановление мэра города на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

- Комиссия УФАС постановила, что ряд пунктов приложения №3 постановления №1195 от 22.09.2006 года действительно не соответствует условиям конкурса. Некоторые критерии оценки противоречат статье 15 ФЗ «О защите конкуренции», так как их применение ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок хозяйствующих субъектов, ранее на нём не работавших.

Кроме того, конкурсная комиссия при подведении итогов учитывает и добавляет баллы за добровольное оказание спонсорской помощи, участие в конкурсах «Предприниматель года», «Лучший по профессии», получение почётных грамот или благодарностей от городских и краевых властей, членство в НП «Ассоциация пассажирских перевозчиков города Хабаровска». Но что же получается? Согласитесь, что оценка конкурсантов по этим пунктам не связана ни с целями постановления (обеспечение безопасности перевозки пассажиров, соблюдение ПДД), ни с процессом перевозки. Антимонопольная служба выдала предписание администрации города Хабаровска, порекомендовав исключить девять пунктов приложения №3 из постановления мэра.

- До внесения соответствующих изменений администрация города должна была приостановить применение этих пунктов при подведении итогов конкурса. А если оценка конкурсантов осуществлена, то пересмотреть итоговые документы. Однако сделано это не было, - заключает Виктор Шпаков.

Собака лает, а караван идет…
Члены правления ассоциации «Хабаровскавто» считают, что мэрия города должна выполнить в полном объеме решения совета по предпринимательству и Межведомственного совета по устранению барьеров в развитии предпринимательства, а также предписание антимонопольной службы.
В управлении транспорта администрации города, куда корреспондент газеты обратился за комментарием, подчеркнули, дескать, предписание УФАС обжаловано в арбитражном суде. И согласно закону о местном самоуправлении, мэрия города может сама решать, каким образом организовывать перевозку пассажиров - с конкурсом или без него. «Восемь лет мы уже применяем такую практику, и никаких нареканий не было. Мы активно сотрудничаем с городской ассоциацией пассажирских перевозчиков, решаем вопросы. Так, сейчас у нас осталось несколько предпринимателей без работы, думаем, каким образом их привлечь. А краевая ассоциация «Хабаровскавто» только пытается шумиху поднять, это непродуктивно», - отметили в управлении транспорта.
Выходит, мэрию такая ситуация вполне устраивает.

А что же думают сами коммерческие перевозчики? Виктор Шпаков считает, что представители администрации города и правления ассоциации уже давно должны были сесть за стол переговоров и заключить соглашение о сотрудничестве. Так, автотранспортники для пресечения коррупции и развития предпринимательства в сфере пассажирских коммерческих перевозок предлагают проводить конкурс один раз в 3-5 лет. Более того, настаивают, чтобы в конкурсе участвовали и многочисленные коммерческие ООО, организованные при муниципальном транспорте. Чего сейчас, к сожалению, не происходит.

Более того, мэрия должна разработать механизм возмещения выпадающих доходов для перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий граждан. Ведь многие коммерсанты готовы перевозить льготников и будут это делать, если средства за это будут возвращаться.

И позицию коммерческих перевозчиков понять можно - они на рынке пассажирских услуг действительно реальная сила. Ситуация вокруг конкурса, когда на него не был выставлен ряд доходных маршрутов, это ярко продемонстрировала. И вряд ли от их предложений можно просто так отмахнуться.

Анна Волынцева / Газета "Тихоокеанская звезда"