В течение месяца хабаровчанам предоставляется редкая возможность познакомиться с современным искусством в рамках проекта «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Пьер-Кристиан Броше, коллекционер и продюсер проекта, более пятнадцати лет живущий в России, считает, что современное искусство переживает всплеск, сопоставимый с процессами конца 1980-х, и что выставка вполне отражает этот процесс.

Стартовав во Владивостоке в апреле этого года, она завершит свою работу в Калининграде весной следующего.

За два дня до открытия проекта Дальневосточный художественный музей (ДВХМ) был недоступен для посещения — случай исключительный. Двое суток ушло на формирование нового выставочного пространства непосредственно в существующем — картины постоянной экспозиции ДВХМ остались на своих местах. Их просто аккуратно закрыли сборными панелями, на которых и разместили экспозицию. Возможно, в этом есть некий символизм, пробуждающий ассоциации с археологическими слоями — то, что сверху, то новее.

В проекте участвует двадцать один автор, в том числе Анна Броше, Олег Кулик, «Синие Носы», Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов (в прошлом музыкант группы «Кино»). На хабаровскую землю для официальных мероприятий прибыли Дмитрий Гутов и Сергей Бугаев (Африка). Последний известен по культовому фильму «АССА».

Он охарактеризовал выставку так: «Мы идем по дороге свободы, проложенной художниками 60-х, отдавая себе отчет, что современное искусство — не элемент декора». Александр Шаталов, издатель и телеведущий, провел определенные исторические параллели: «Со времен выставки „Россия Молодая“ в 60-х годах, это самая масштабная экспозиция актуального искусства. Только нынешние художники, по сути, стали новыми передвижниками».

Условно экспозиция разделена на разделы — «Идея», «Неоклассика», «Пародия», «Психоделия», «Революция», «Социальность», «Тело» — этот спектр как раз предлагает зрителю мучительно раздваиваться между милым дуракавалянием на одной стене и жесткой публицистикой на другой.

Сразу определить, какие из работ претендуют на вечность, сложно, и все же произведения Олега Кулика, в которых объектом служит тело художника, лайт-боксы и живопись Анны Броше, рекультивирующей женскую глянцевую красоту, арт-объекты Дмитрия Гутова, имеющие читаемый идеологический контекст, впечатлят даже искушенного зрителя.

Общая рыночная стоимость коллекции составляет $1,5 млн и принадлежит фонду «Новые правила» в лице нескольких крупных бизнесменов, предпочитающих не оглашать свои имена. Для них это, по сути, инвестиционный проект. Андрей Успенский, генеральный директор инвестиционной компании Fleming Family & Partners, активно развивающей арт-банкинг в России, считает, что отдача от этого проекта должна быть не меньше, чем у других инвестиционных проектов.

«Мы, конечно, ожидаем и эмоциональной отдачи», — заметил он. Предполагается, что в результате массового забега современного искусства по России у коллекции сформируется определенная биография, повысятся репутация и лояльность, и ее стоимость значительно возрастет, что на фоне качественного кризиса антикварного рынка еще более вероятно. Такие акции стимулируют коллекционирование, а значит, сохранение картин, что определяет вполне конкретную социальную функцию выставки.

Павел Терновой. "Коммерсантъ"