"Задачи экономического и экологического развития компании неразрывно взаимосвязаны", - заявил старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Валентин Гапанович, выступая на глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам в Санкт-Петербурге. Об этом РИА «27 Регион» сообщил начальник по работе со СМИ ДВЖД Инна Пепеляева.




Он напомнил, что ОАО "РЖД" является крупнейшим корпоративным потребителем энергоресурсов в России, поэтому в компании приоритетное значение придают энергосбережению и повышению энергоэффективности как важнейшему направлению экологической политики.

"С момента создания компании за 6 лет выбросы вредных веществ в атмосферу снизились на 40%, а сбросы загрязненных сточных вод - на 63%", - отметил Валентин Гапанович.

ОАО "РЖД" ведет разработку современных энергоэффективных типов подвижного состава. В соответствии с "Энергетической стратегией России" компанией поставлена задача замещения к 2030 году природным газом до 30% дизельного топлива, расходуемого автономными локомотивами.

Так, компанией был создан первый в мире магистральный грузовой газотурбовоз ГТ1-001 на сжиженном природном газе мощностью 8300 кВт.

Высокие тяговые показатели газотурбовоза позволили провести поезд весом 15 тыс. тонн, что является мировым рекордом для автономных локомотивов с одной силовой установкой. При этом вредные выбросы газотурбинной установки более чем в 5 раз ниже нормативных требований к дизелям директивы ЕС 2012, а уровень внешнего шума соответствует требованиям ГОСТов.

Стоимость жизненного цикла газотурбовоза почти на 20% ниже по сравнению с  магистральным тепловозом. Реализованные при его создании криогенные технологии могут также использоваться на других видах транспорта.

С учетом мирового опыта на базе серийного тепловоза ЧМЭ3 создан опытный образец тепловоза с двухдизельной силовой установкой, позволяющий обеспечить экономию топлива (по сравнению с серийными тепловозами ЧМЭ3) не менее чем на 10%. Ведется разработка энергосберегающего маневрового тепловоза с гибридной силовой установкой для использования в легкой маневровой работе. Использование одного такого локомотива вместо ЧМЭ3 позволит снизить на 30% как потребление топлива, так и выбросы вредных веществ.

Завершаются испытания опытного маневрового тепловоза ЧМЭ3Г, работающего на сжатом природном газе, с электронной системой подачи газа в дизель и замещением дизельного топлива до 60%.

По экспертным оценкам, снижение удельных энергозатрат на тягу поездов приведет к сокращению выбросов парниковых газов в период с 2010 по 2015 годы более чем на 12 млн тонн.

*****

В ОАО "РЖД" принята и реализуется "Экологическая стратегия на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года". Документ предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду на 35% к 2015 году и на 70% - к 2030 году. Данная стратегия была отмечена Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации как лучший экологический проект 2008 года.

В рамках реализации Экологической стратегии в компании создан комплекс производственного экологического контроля, охватывающий все железные дороги России. В его состав входят 120 стационарных и передвижных экологических лабораторий, а также 90 пунктов экологического контроля в локомотивных депо. Все тепловозы после ремонта двигателей проходят обязательное тестирование по экологическим показателям.

В первый год существования ОАО "РЖД" была разработана и принята Энергетическая стратегия компании на период до 2010 года и перспективу до 2020 года, которая в 2008 году актуализирована с учетом изменений экономической ситуации.

В результате реализации стратегии энергоэффективность перевозочного процесса достигла максимального уровня за всю историю Российских железных дорог. С 2004 года энергоемкость грузовых перевозок снижена на 4,2%, сэкономлено 1,3 млрд кВт ч электроэнергии и более 100 тыс. тонн дизельного топлива. Это значит, что российские железные дороги за этот период ежегодно сокращали выбросы парниковых газов более чем на 625 тыс. тонн.