Цены на бензин растут постоянно, а в зимнее время года расход его ощутимо увеличивается, если летом, расход в городском режиме - 14 литров, зимний составляет от 18 л. до 22 л., в зависимости от температуры, ветров, наличия снежных заносов и пр. Расход до 16 л. был бы вполне приемлемым по деньгам, но 22 л. это уж слишком, может потому, что в этом году зима выдалась на редкость холодная, ветреная и снежная. В общем, все это достаточно сильно бьет по семейному бюджету и, озадачившись темой экономии на топливе, решил перевести автомобиль на газ.

Газовое оборудование Lovato на автомобиле Toyota Estima Emina, двигатель 2TZ-FE, кузов TCR20, 4WD, АКПП. Газ пропан-бутан.

Обратившись в несколько различных компаний по установке ГБО, выяснил следующие моменты:

1. Стоимость оборудования и установки составляет примерно 600$, оборудование итальянское Ловато.

Стандартный комплект:

- баллон, который может быть как цилиндрической, так и тороидальной формы.

Рис.1 100 литровый баллон в багажнике моей машине. Вес пустого баллона 34 кг.
Рис.1 100 литровый баллон в багажнике моей машине. Вес пустого баллона 34 кг.
Цилиндрические баллоны дешевле, но занимают больше места, при расположении его в багажнике. На сам баллон также можно ставить груз. На некоторых машинах есть возможность расположения его снаружи. У меня он стоит в багажнике и меня это сильно не напрягает, поскольку всегда можно сложить задний ряд сидений и грузить с машину что хочешь..

Рис.2 Тороидальный баллон на 60 литров
Рис.2 Тороидальный баллон на 60 литров
Тороидальные баллоны устанавливаются в гнездо запасного колеса, если оно в багажнике, а не снаружи. При этом экономиться место, хотя даже цилиндрический баллон не занимает столько много места, как это кажется на первый взгляд. Опять-таки для каждой машины подбирается баллон соответствующего размера. Выбор формы баллона зависит от того как эксплуатируется машина. Если багажник постоянно забит грузом, то устанавливается тороидальный баллон.

Рис.3 Мультиклапан.
Рис.3 Мультиклапан.
Рис.3 Мультиклапан.
Рис.3 Мультиклапан.
В баллон устанавливается система подачи газа с клапаном, предохраняющим выход газа через заправочное отверстие, два крана позволяющее перекрыть газ на входе и на выходе, также есть указатель количества газа в баллоне и клапан, который необходим для аварийного сброса избыточного давления в баллоне.

Рис.4 газовый клапан слева, справа редуктор.
Рис.4 газовый клапан слева, справа редуктор.
- газовый клапан, редуктор. Клапан перекрывает подачу газа в редуктор при переключении двигателя на бензин. Автомобиль может работать и на газе, и на бензине. Клапан имеет фильтр очистки газа от механических примесей. В редукторе происходит понижение давления, затем, нагреваясь от ОЖ, газ испаряется и подается на дозатор. На редукторе имеется регулировочный винт холостых оборотов. Редукторы бывают вакуумные и электронные.

Рис.5 Дозатор с регулировочным винтом.
Рис.5 Дозатор с регулировочным винтом.
- дозатор может быть в виде простейшего карбюратора, т.е. при помощи винта выставляется постоянное проходное сечение, ограничивающее объем подачи газа. Как я понял, такие дозаторы допускается ставить на автомобили с малыми объемами двигателей. В таких дозаторах регулировка количества подаваемого газа производится вручную вворачиванием или выворачиванием регулировочного винта. При установке этого дозатора об экономии говорить не приходиться, поскольку при движении возможна нехватка топлива и как следствие более длительный разгон, автомат переключает передачи позже отсюда и повышенный расход топлива. Уменьшение проходного сечения позволяет снизить расход газа, но при этом динамика так же снижается, при увеличении проходного сечения (выворачивании винта) динамика улучшается, но расход увеличивается.

Слева блок электронного управления, справа сам дозатор.
Слева блок электронного управления, справа сам дозатор.
Вопрос динамики и расхода топлива в зависимости от режимов работы двигателя решается достаточно просто – устанавливается электронный блок управления. Мне объяснили, что на машины с большим (более 2 л) двигателем лучше сразу ставить электронику. Стоимость электронного дозатора увеличивает стоимость всего ГБО порядка на 200$. При этом устанавливается некий электронный блок, который считывает показания с лямбды и датчика положения дроссельной заслонки, соответственно эл.клапан либо увеличивает проходное сечение, либо закрывает его, т.е. на различных режимах работы двигателя подается разное количество газа, что способствует улучшению динамики и экономии топлива.

2. В отношении постоянно задаваемого вопроса «…а вонять газом не будет в салоне?» заверили, что запаха не будет. Запах может появляться, если нет герметичности в системе. Так оно и есть – баллон находиться в салоне и никакого запаха газа не ощущается.

3. По поводу расхода и динамики. Предупредили, что динамика может немного снизиться, хотя на АКПП это ощущается слабее, чем на МКПП. Расход, как правило, увеличивается на 10%, по сравнению с бензином. Хотя вопрос расхода достаточно индивидуален и в большей степени зависит от технического состояния автомобиля, ну и естественно от стиля вождения.

Для сравнения АКПП также увеличивает расход топлива примерно на 10%.

4. Одной из существенных неприятностей при эксплуатации ГБО являются хлопки. Хлопок это возгорание топливной (газовой) смеси в воздушном коллекторе. Причиной появления хлопков являются, как правило, неисправности в системе зажигания. Пробой в свече зажигания, высоковольтных проводах, трамблере. Соответственно для эксплуатации автомобиля с ГБО необходимо содержать систему зажигания в нормальном рабочем состоянии, а не пытаться ездить со старыми свечками, пробитыми проводами. Машину нужно любить и ухаживать за ней соответствующим образом.

При возникновении хлопка возможны печальные последствия: выход из строя датчика расхода воздуха Нисаны, Мицубиси, Субару, Мазды, некоторые Тойоты, или еще хуже расходомера Тойоты 3VZ, 4VZ, 2TZ. Возможен разрыв гофры воздуховода. Чтобы избежать подобных последствий в систему воздухозабора врезают «хлопушку», через которую избыточная энергия выходит наружу, не повреждая других элементов.

Рис.7 Воздушный фильтр
Рис.7 Воздушный фильтр
Применительно к автомобилям семейства Естима без расходомера воздуха, посоветовали не ставить «хлопушку», поскольку даже с ней вырывает крепления корпуса воздушного фильтра, а притянуть крышку воздушного фильтра бинт-резиной. При хлопке крышка подскакивает, выпуская газы наружу.

Также хлопок возможен при бедной смеси, если резко открыть дроссельную заслонку (газануть).

Был хлопок у меня именно из-за того, что газанул на бедной смеси в процессе самостоятельной регулировки. В результате крышка воздушного фильтра подскочив, ударилась о держатель штанги капота и треснула, также поломалась кромка самого фильтра, на которую одевается уплотнительная резинка. Неприятно. Трещина в крышке воздушного фильтра была запаяна обыкновенным паяльником, фильтр можно было также заклеить, но его все равно нужно было уже менять, поэтому купил новый.

5. Понял также, что не всегда попадаются достаточно квалифицированные люди, которые занимаются установкой ГБО. Причем последующая работа оборудования напрямую зависит от качества монтажа. По отзывам людей эксплуатирующих автомобили на газе бывало такое, что путали провода при подключении электрической части ГБО, соединения проводов делалось на скрутках и т.п. Выкидывали при ТО фильтры из клапана, что в итоге приводило к заклиниванию его, т.е. он мог не перекрывать подачу газа на редуктор. Соответственно потом машина скверно работала и появлялись выводы о том, что газ это крайне плохо для здоровья автомобиля и вообще не стоит с этим связываться.

Так что прежде чем ехать куда-то ставить ГБО поспрашивал народ о том, где они ставили, какие проблемы возникали и соответственно как эти проблемы после решались. Также возможны нюансы следующего характера: вам могут поставить баллон грузового варианта, в общем-то, ни чего страшного, но он будет весить в два раза больше. У меня стоит 100 литровый баллон, который пустой весит 34 кг. Заправляю его по 80-90 литров это примерно по весу 40-50 кг. Итого в сумме не превышает 80 кг. Насколько это великий вес для машины, рассчитанной на перевозку 8 пассажиров, судите сами. Нужен ли вам баллон, который весит в два раза больше? Думаю нет. А вот скажут ли вам об этом при установке, думаю что тоже нет.

6. Газ тоже желательно чтобы был достаточно высокого качества, но к сожалению выбирать не приходиться. Пользуемся тем, что есть. В газе, который реализуются в Хабаровске, содержится большое количество конденсата, который необходимо периодически сливать с редуктора. Это заложено производителем редукторов, т.е. при небольшом пробеге 1500-2000 км. необходимо конденсат сливать, а при низком качестве топлива - перед каждой заправкой. Мне предложили реализовать достаточно простую, но при этом весьма оригинальную схему решения этой проблемы, при которой слив конденсата производится примерно раз в год.

Прошу учесть, что на Эмине двигатель находится под брюхом машины и соответственно редуктор тоже там. В отличие от капотных вариантов расположения двигателя, когда все под капотом и редуктор под рукой, мне что бы добраться до редуктора необходимо лечь на землю и потом, конденсат при сливе обязательно попадет на рукава. После чего одежда будет вонять той самой присадкой, которую добавляют в газ для обнаружения утечек. Поскольку сам по себе газ не имеет запаха. Ну и как это будет выглядеть? Представьте, что от вашей одежды за версту несет газом. Также не рекомендуется заправляться из бытовых баллонов, либо «на дороге у дяди Васи» т.к. в вашу систему может попасть достаточно большое количество грязи, которая в итоге выведет из строя систему подачи газа и машину будет, в лучшем случае просто тупить, а в худшем двигатель перестанет работать на газе.

Принцип работы, как я его понял, не вдаваясь в тонкости.

Газ в жидком состоянии под давлением храниться в баллоне. По трубопроводу из медной трубки газ подается через клапан в редуктор, где давление снижается примерно до атмосферного. Редуктор нагревается от ОЖ, при этом газ испаряется и подается через подводящие шланги, на котором и расположен дозатор рис.6 и через «рогатку» рис.5 в патрубок подачи воздуха, перед дроссельной заслонкой.

При использовании электронного дозатора из «рогатки» регулировочный винт удаляется и вместо него ставится заглушка. Топливно-воздушная смесь образуется в воздуховоде и подается в цилиндры через впускные клапаны. Форсунки впрыска бензина отключаются специальным реле, которое позволяет производить работу двигателя, как на газе, так и на бензине. При работе на газе все системы работают в штатном режиме. Бензонасос не отключается, т.е. он гоняет бензин по кругу через обратку в бак.

Рис. 8 Расположение переключателя. Вариант кнопки ГБО с электронным дозатором.
Рис. 8 Расположение переключателя. Вариант кнопки ГБО с электронным дозатором.
Переключение режимов бензин–газ производиться специальным переключателем вручную при использовании ручного дозатора рис.5, либо автоматически, при установке электронного дозатора. Сам переключатель установили слева от рулевой колонки.

На газе нельзя заводиться в холодное время (минус 5 и ниже). В принципе, двигатель заведется, но это снижает срок службы диафрагмы редуктора. Поэтому лучше запускать двигатель на бензине, а при достижении температуры двигателя около 40С можно переключаться на газ.

Существует несколько различных видов или поколений ГБО: первое – это то, что было поставлено у меня с самого начала, т.е. дозатор газа механический. Регулировка производиться винтом. Весьма примитивно. Второе: отличается от первого установкой электронного регулятора подачи газа, который в зависимости от режимов движения увеличивает либо уменьшает подачу газа в цилиндры, считывая данные с лямбды и датчика положения дроссельной заслонки. Последнее достижение это установка дополнительных форсунок для подачи газа в цилиндры. По сути тоже что и бензиновые форсунки. В этой системе исключены хлопки, но стоимость такого оборудования в несколько раз выше предыдущих вариантов.

Плюсы:

Основным плюсом в ГБО, для меня, является разница в цене в два раза между газом и бензином. С учетом того, что прогрев, особенно в зимнее время, производится на бензине, разница в стоимости получается почти в полтора раза. В летнее время запуск холодного двигателя и прогрев также рекомендуют делать на бензине, но расход его существенно сократиться. Помимо этого при работе на газе увеличивается срок службы свечей зажигания, а их стоимость для данной модели (штатные платиновые) составляет 350-400 руб. за штуку. При том качестве бензина, который реализуется на АЗС, мне приходилось менять их через 10 тыс. км. Далее при работе на газе на кислородном датчике гораздо меньше остается сажевых отложений.

По отзывам одного человека, после того как проездил на газе примерно 10 тыс. км, а затем поехал на бензине - расход уменьшился. При проверке выяснилось, что кислородный датчик стал быстрее реагировать, видимо при работе на газе он отчистился от нагара. Кислородный датчик весьма дорогостоящая штука, а посему его нужно беречь. Так же считается что масло меньше подвержено окислительным процессам при работе на газе, и как следствие его можно реже менять, но думаю что этот пункт весьма относителен, поскольку замена масла производится не только в зависимости от пробега, но и от времени, т.е. минимум раз в год. Масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях - ее не смывает жидкое топливо, наконец, газ практически не вызывает коррозию металла.

Есть и другие плюсы, типа высокого октанового числа - 100, более мягкое воздействие на ЦПГ, правда это утверждения я не могу не доказать, не опровергнуть. Не маловажным плюсом является то, что выхлоп от газа более чистый и менее вредный для окружающей среды.

Минусы:

- цилиндрический баллон отнимает часть полезного места. У меня баллон на 100 л. цилиндрической формы, расположен в багажнике. На некоторых машинах располагают их снаружи, есть тороидальные баллоны, которые устанавливают вместо запасного колеса. Достаточно удобное решение, но эти баллоны дороже.

- в Хабаровске газовых заправок только одна, правда на ней два поста, народу собирается достаточно много и порой приходиться стоять в очереди около часа.

- вероятность хлопка - не приятное явление. Избежать его позволяет содержание системы зажигания в достойном состоянии.

А теперь об эксплуатации:

После установки заправился газом, и поехал, блин так приятно было, правда это чувство приятности скорее из-за того, что все работает достаточно хорошо. Проблемы, которые возникали в отношении настройки системы, решались практически сразу.

Данные по расходу в зимнее время, в городском режиме, без электронного блока управления – 22-24 литра газа, это по деньгам все равно, что 11-12 литров бензина. Разговаривал на заправке с одним Люсидоводом, он говорит, что у него расход 18-20 л., но он ставил электронику.

По работе двигателя могу сказать, что работает на газе несколько мягче, чем на бензине, но машина стала менее резвой. Причем на низах, при трогании с места разница не ощущается, но чем выше скорость (после 80-ти), тем более ощутимо как машина теряет динамику. Чем-то напоминает не турбовый дизель, когда ему на скорости даешь газу, а он медленно, натужно набирает обороты.

Была такая проблема – при сбрасывании газа двигатель иногда глох. Эффект задувания, когда воздуха становится слишком много, смесь обедняется и в результате двигатель глохнет. Стали разбираться, что к чему, выяснилось, что на моей машине в основном воздухозаборнике внизу есть еще одно отверстие, которое выходит в "банку" под левым углом переднего бампера. Эта банка видимо играет роль резонатора. Так вот, в месте соединения банки и воздуховода есть не плотность, через которую и поступает «лишний» воздух, создавая обеднение смеси, пришлось ее заткнуть.

Пришла весна, расход снизился на литр и по сравнению с зимой составляет 21 литр на сотню, что меня сильно не радовало. Прикинув, что к чему решил, что летом расход не так уж сильно и снизиться, поскольку прогрев делается все же на бензине. Ну и решился на установку электронного оборудования. Также поменяли кнопку переключения режима газ-бензин. Теперь она сенсорного типа, позволяет включать режимы: «только бензин», «запуск на газе» и «авто переключение».

«Авто переключение» – режим, при котором двигатель всегда запускается на бензине. Очень удобно в зимнее время при дистанционном пуске, даже если забыл при остановке двигателя переключить на бензин, электроника сама переключит. Затем при достижении, заранее введенных в память блока управления, определенного количества оборотов двигателя происходит автоматический переход на газ. У меня стоит порог переключения 2400 об.

«Только бензин» - режим, при котором двигатель работает только на бензине и на газ не перейдет до тех пор, пока еще раз не нажмешь на кнопку. При нажатии происходит переход в режим «авто переключения».

«Запуск на газе» - режим, при котором можно запустить двигатель сразу на газе. Он используется после кратковременных остановок, т.е. когда двигатель еще не остыл.

Рис.9 Расположение дозатора.
Рис.9 Расположение дозатора.
Субъективно после установки электроники - более резвый разгон, причем практически нет разницы между движением на газе и на бензине, ни в какое сравнение не идет с ранее установленным вариантом без электроники. Машина ожила. Если зимой скорости не большие, то в теплое время года динамика становиться актуальной. При этом расход топлива снизился и составлял в весенний период 19-17 литров.

Рис.10 Расположение блока управления переключения бензин-газ.
Рис.10 Расположение блока управления переключения бензин-газ.
При установленном электронном оборудовании настройки систем, порога переключений бензин-газ производятся при помощи специальной программы. Подключается ноутбук к электронному боку управления и… поехали. В движении хорошо видно как система, считывая показания с датчиков, реагирует на изменение нагрузки, обедняется либо обогащается смесь и пр. Самое обидное, что не все кто занимается установкой ГБО, доводят до клиента эту возможность, а лишь ограничиваются выставлением порога

Обсуждение темы в форуме с комментариями специалиста занимающегося несколько лет установкой ГБО https://27r.ru/forum/viewtopic.php?t=5544
Материал подготовил специально для сайта 27R.Ru (Палыч )