Всего в этот раз на выставке побывало 1 512 100 посетителей. Вывод самый главный и очевидный: на токийском автосалоне надо побывать каждому, хотя бы и разок.
Япония, хотя это и так очевидно, настоящая мекка легковой автоиндустрии! Только здесь, на месте, можно вдохнуть атмосферы легкового авто из завтрашнего дня. Завтрашнего не означает отдаленного будущего, японцы очень практичны и даже утилитарны. На большинстве выставочных японских машин стоят точные ценники! Ни фото и видео не передают этих впечатлений и ощущений. Хорошо это понимаешь уже здесь, по прибытии домой, и прошествии некоторого времени.
Tokyo Motor Show Girls
И когда мимо них прошла молодая женщина, с виду немка, в черном бархатном платье с приколотой к груди красной камелией, Акико, побуждаемая этой подозрительностью, сказала:
- Как прекрасны европейские женщины!
С неожиданной серьезностью офицер покачал головой:
- Японские женщины не менее прекрасны. Особенно вы...
(Акутагава Рюноскэ, Бал)
Как точно было замечено кем-то из нашей тур-группы, выставка начинается с огромной автопарковки перед выставочным центром. На несколько тысяч машин. Авто, на которых прибывают обычные японцы, мало чем отличаются от тех, что находятся в залах выставки. Тот же блеск и чистота. Только нет ценников, а есть гос.номера. И соответственно понятно, почему на выставке такое внимание концептам и девушкам .
Первое, что поражает, это миниатюрность и обаяние прелестные созданий, порхающих вокруг выставочных экспонатов. Не знаю, как их отбирают и готовят к выступлению на выставке, но точно одно - им нравиться позировать и красоваться для тех, кто уделяет им даже немного внимания, стараясь не обделить хорошими видами ни один объектив. И это сложно, потому как каждый стенд окружен зрителями в несколько рядов. Японцам, совершенно сраженным таким обилием девушек, только и остается, что снимать их на свои супер-пупер фотомобильники.
Но нас, избалованных женской красотой еще дома, это не смущало. Достаточно было простых жестов и пары слов, что бы девушки совершенно таяли и делали картинку только для тебя. Открыть дверь и показать авто изнутри. Попозировать на водительском месте. Да и просто считать, что на ближайшие несколько минут, ты единственный здесь зритель. Потрясающе.
И отказать в снимке на память, видимо, совершенно не позволительная вещь для таких учтивых и доброжелательных моделей. На нижнем фото, девушка просто спускалась со стенда Ягуара, когда я ее попросил сделать пару снимков. Каково же было мое удивление пару секунд спустя, когда я обнаружил у себя за спиной вопросительные взгляды еще трех девушек Ягуара! Можно подумать, что сняться с гайдзином из России для них мечта.
На стенде Kia мне устроили целое представление. Сначала я просто осматривал машины и их окружение. Попеременно, то с видеокамерой, то с фотиком. Как неожиданно одна из девушек любезно предложила выступить моим оператором. Конечно, я согласился и остался наедине с фотиком. Мелочь, а приятно. И такие мелочи подстерегали нас на выставке на каждом шагу.
Nihon car и другие
Отвлекся. Все же это автомобильное шоу. Место назначения - выставочный центр "Макухари Мессе". Западный вход. Покупка билетов (1200 йен). Проход по длинной галерее. Личный досмотр.
В целом выставка занимает на территории "Макухари Мессе" пять залов. Два из них размещены отдельно. Что интересно, один из залов в обычное время видимо служит хоккейной площадкой и по устройству очень смахивает на "Платинум -арену". В этом зале размещена выставка 50-летней истории салона. Очень забавно было обнаружить Пажерик 91 года в виде исторического экспоната.
Дизайнеры Mazda под руководством Ацухико Ямада (Atsuhiko Yamada) очень старались создать фантастический, очень выразительный дизайн. Но что-то мне в нем напоминает BMW Z4, который меньше чем Senku похож на бритоголового новобранца. Мысли дизайнеров спортивных купе при соединении с техническими ограничениями наверное и должны быть схожими.
Mazda RX8 заслуживает особого упоминания. Совсем недавно, в конце ноября, именно такую ярко красную кобылку, единственную в Хабаровске, искалечили на улице Карла-Маркса в районе площади Ленина. Причем на виду у всей публики автобусной остановки. Заметное событие.
Шоу
Представление длится около 15 минут. Пустая сцена. Музыка. От трех до пяти подвижных огромных экрана показывают демо ролики. То каждый свое, то общую широченную картинку. Затем выходит ведущая показа и вещает о прелестях того, что вот-вот должно появиться на сцене. Свет, цвет - все как надо, полноценное прелюдия шоу.Раздвигаются створки ширмы на подиуме, и выплывает диво собственной персоной. Сопровождающее катание по сцене, комментарии ведутся строго на японском. Так, что остается только смотреть и наслаждаться представлением. Для Fine X, с ее бесподобной маневренностью, сцена самое подходящее место, что бы демонстрировать свои возможности легкого избыточного руления. Плюс кресло с тысячей приводов для особо ленивых. Плюс взлетающая дверь. Она же, в открытом состоянии, превосходный козырек от непогоды. Детали механики описаны уже много раз, так что не буду повторяться. Впечатляет!
Стойка, где можно получить любой проспект по представленным экспонатам и технологиям, есть только у Toyota. Остальные фирмы ограничиваются раздачей книжек и буклетов прямо возле стендов. Специально ничего не собирал, но все равно набралась приличная пачка рекламных материалов. Toyota порадовала концептуальностью - в проспекте ничего лишнего, только концепты. Nissan - деловитостью, есть все, что продается и показывается.
Это собственно и не тренажер вовсе, как может показаться на первый взгляд. Это - демонстрация новых достижений в эргономике и технологии производства приборной панели и управляющих механизмов. Вскоре видимо нам предстоит осваивать штурвал.
Идет представление концептов Honda. Я прилег у края подиума. Устал немного, да и деткам чтоб не мешать. В результате эта часть представления шла для меня! Белые сапожки, салатовые курточки, пудель в корзинке на заднем сиденье. Улыбка на улыбку в ответ. Общение.
Гостинная на колесах. Про Акино слышал. Но на деле оказалось, гораздо привлекательней. Иногда то, что на фото выглядит потрясно, в реальности оказывается не таким интересным. В случае с Акино все в порядке. Впечатляет.
Отыскал напоследок автомат в разрезе. Никак не могу по картинкам судить о внутренностях таких аппаратов. Первую сложность в свое время вызвала конструкция карбюратора - та еще головоломка была! А здесь все на виду. Понятно и доходчиво. Нам бы таких резаных штучек побольше, может сами такие выпускали бы уже.
Мой личный топ новинок токийской автовыставки составили шесть экспонатов. Возможно (и наверняка) он не полон по причине нехватки времени (и воздуха - первый раз на таком представлении, от впечатлений дух перехватывало), поэтому осмотр всего представленного не мог случиться. Итак:
- Nissan Foria
- Honda FCX
- Toyota Fine X
- Suzuki P.X.
- Subaru B5-TPH
- Audi Shooting Brake Concept (ну очень хорош вблизи, не могу не отметить)
Из заметных тенденций улучшения комфортности - повсеместное распространение совершенно плоских полов в салоне и массовое появление кресел (не сиденьями же их называть) с регулируемой подставкой под ноги.
Выставка осталась позади. Автопромышленность готовится к новому представлению, теперь уже в Детройте. Другая страна, другая аудитория, другие цели. Опять же, от нас далековато.
Осталось поведать что, как и почем в Японии для простого русского туриста за пределами Tokyo Motor Show...