Опять зазвучали страшилки про особую опасность правых рулей. Но автомобилисты озвучили факты, обнаруженные на сайте ГАИ (до того, как он перестал работать) и в данных Федеральной статистической службы: смертность при ДТП на Дальнем Востоке минимальна по сравнению с другими федеральными округами, а аварийность на 100 тыс. населения чуть меньше, чем в Московской области. Оппоненты примолкли; более того, начальник российской ГАИ генерал В. Кирьянов после поездки в Хабаровск заявил, что правые рули не влияют на аварийность.
Но вот недавно в «Коммерсанте» появилось интервью все того же сенатора В. Федорова, в котором он сообщил: в 2004 году на дорогах России в ДТП с праворульными машинами погиб 2741 человек, это почти 8% от всех погибших в ДТП.
Интересная формулировка: «ДТП с праворульными автомобилями». Для людей внимательных это отнюдь не то же самое, что «ДТП по вине водителей праворульных автомобилей». Но — далее. Если провести нехитрые арифметические расчеты, то окажется, что в РФ около 25 млн автомобилей. Из них праворульных — около 2 млн. Это 8%. Запоминаем число и идем дальше.
Федоров говорит о 8% от всех погибших в ДТП. Значит, эти 8% делятся на: ДТП по вине водителей праворульных автомобилей; ДТП по вине водителей леворульных автомобилей, но с участием праворульных; ДТП по вине пешеходов…
Очевидно, что вина правых рулей вряд ли превысит 50%. Но пусть даже половина из этих 8% — по вине владельцев праворульных автомобилей, то есть 4%.
Итак: ПРИ ДОЛЕ ПРАВОРУЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОБЩЕМ АВТОПАРКЕ РОССИИ, РАВНОЙ 7—8%, ДОЛЯ ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ ПО ИХ ВИНЕ — 4%. Так что если бы российский автопарк состоял на 100% из автомобилей с правым рулем, ЧИСЛО СМЕРТЕЙ на дорогах РОССИИ было бы меньше более чем в полтора раза! Свыше 10 000 человек ежегодно оставались бы живы… Вот такая арифметика.
И Бог с ним, если бы эти идеи не вызывали такого социального резонанса — при 2 млн владельцев (с женами-мужьями и папами-мамами это — интересы уже нескольких млн человек) любой запрет правых рулей грозит социальным коллапсом, прежде всего за Уралом. Сибирь и Дальний Восток во многом завязаны на правый руль.
Федеральный центр предоставил возможность Дальнему Востоку выживать самостоятельно, откачивая финансы и ресурсы. И люди нашли способ легального, законного заработка — праворульную экономическую нишу. Транспортные конторы, турфирмы, поставщики запчастей и автомобилей, ремонтники, перегонщики, продавцы — вся эта немалая рать кормит свои семьи с помощью правых рулей. Представьте, если все это перекроют…
Хочется отметить и системность наезда на владельцев правых рулей. В готовящемся специальном техническом регламенте Минпромэнерго «О безопасности автотранспортных средств», заменяющем ГОСТ и получающем силу федерального закона, уже заложены три пункта, которые делают невозможной эксплуатацию правых рулей. Требование одного из них гласит, что расположение органов управления транспортного средства должно соответствовать принятым в Российской Федерации условиям дорожного движения. Другими словами, правый руль — вне закона.
РИА «27 Регион» по материалам «Новой Газеты»