Как известно, длина гибкой сцепки должна находиться в пределах от 4 до 6 метров. И это вовсе не причуда
составителей Правил. Дело в том, что если сцепка короче, неопытный водитель при резком торможении буксировщика
может просто не успеть среагировать. Если же длина сцепки больше, - неизбежно возникнут трудности при
прохождении крутых поворотов.
Правила требуют, чтобы на буксирующем автомобиле независимо от времени суток был включен ближний свет,
а на буксируемом - аварийная сигнализация. Если же последняя не работает (скажем - сел аккумулятор),
нужно сзади автомобиля закрепить на видном месте знак аварийной остановки, это в общих интересах.
Естественно, у буксируемой на гибкой сцепке машины должны быть исправны тормоза, а скорость движения
не должна превышать 50 км/ час. И последнее напоминание - в гололед буксировка запрещена.
Мы одной веревкой связаны...
Вспомнив все это, мы можем смело приступать к самому процессу, который, понятно, начинается с того,
что надо соединить между собой два автомобиля.
Если у вас есть нормальный буксирный трос, снабженный карабинами, а на автомобилях имеются исправные
буксирные проушины - проблем не возникает.
Нужно только зацепить карабин на левой проушине буксировщика, и на правой буксируемого автомобиля -
и можно начинать движение. Можно, конечно, цеплять и по-иному, это никак не регламентируется, но при
том варианте, который мы рекомендуем, водителю заднего автомобиля будет гораздо удобнее просматривать
встречную полосу движения, и при этом трос будет располагаться почти параллельно оси автомобиля.
Если на буксировщике нет проушины сзади, но есть фаркоп для прицепа - это даже лучше, сцепка будет "центрее".
На тех автомобилях, где ни проушины, ни фаркопа нет, но задняя подвеска рессорная, можно "зацепиться"
за серьгу рессоры, в конце концов. Ну а уж если ни проушин, ни фаркопа нет и задняя подвеска пружинная,
- значит, это не буксировщик.
А как быть, если нет специального буксирного троса?
Придется использовать то, что окажется под рукой - ремни безопасности, толстые веревки, стропы для крепления
багажа и т.п. Главное, чтобы эти "т.п." были прочными и нужной длины. Но при этом, естественно, возникают
сопутствующие, проблемы, как всегда в случаях использования чего-то не по прямому назначению. В нашем
варианте - как все это связать и закрепить? Можно, конечно, вспомнить, как завязываются шнурки на ботинках.
Только тогда вспомните и о том, как легко они развязываются сами собой. Может случиться, что в пути,
обернувшись, буксировщик уже не увидит сзади страдальца, который отцепился не по своей воле.
Гораздо лучше использовать специальные узлы. Они легко вяжутся, надежно держат и очень просто развязываются,
- достаточно потянуть за свободный кончик. Остается только потренироваться - и в нужный момент этот
навык вспомнится и выручит.
Конечно, лучше всего было бы цеплять буксируемый автомобиль к буксировщику методом "галстука", когда
два троса крепятся на одной проушине буксировщика, а с другой стороны -на двух скобах буксируемого автомобиля.
Только вот на практике так, к сожалению, не получается, нет таких длинных тросов.
Закончить этот маленький раздел мы хотим двумя советами. Первый - будьте осторожны при покупке тайваньских
тросов. Часто они короче, чем требуют Правила. Второй совет - старайтесь приобретать такой трос, который
хорошо растягивается и амортизирует.
Перед тем, как...
Что изменится для ведущего автомобиля. когда у него "на крюке" появится сателлит? Конечно же, ему станет
труднее. Возрастет нагрузка на двигатель и трансмиссию, увеличится расход топлива. Соответственно, двигатель
станет быстрее нагреваться. Если автомобиль в полном порядке и эта нагрузка для него не чрезмерна, то,
в общем, и страшного тут ничего нет. Однако перед буксировкой нелишне будет проверить уровень охлаждающей
жидкости, натяжение ремня вентилятора. Если дело происходит зимой - надо снять утеплительный чехол с
радиатора, открыть жалюзи (если они есть) - словом, подготовиться к более трудным, более напряженным
для двигателя условиям движения.
На буксируемом автомобиле тоже надо кое-что проделать. К примеру, отсоединить от катушки зажигания провод
низкого напряжения. Дело в том; что водителю буксируемой машины может понадобиться и частое включение
стеклоочистителя с смывателем, и подача звукового сигнала, и торможение... На все это требуется энергия
батареи. А ее надо беречь. Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под напряжением катушка зажигания
может просто перегреться и выйти из строя.
Перед тем, как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой о маршруте, скорости движения, условных
сигналах и прочем, что необходимо отрегулировать, пока движение не началось. И только после этого можно
сказать:
Поехали!
Один из самых сложных моментов в процессе буксировки - трогание. Пассивная позиция водителя буксируемого
автомобиля не требует каких-то особых умений: достаточно убедиться, что передачи выключены и стояночный
тормоз не затянут - а потом только ожидать первого рывка. Водителю тягача труднее. Начав медленно двигаться
на первой передаче, он должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в тот момент, когда трос
натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок, Но тут же, не давая тросу провиснуть, нужно
плавно отпустить сцепление и добавить газ. Понятно, что эта эквилибристика не удастся сразу и вашему
коллеге сзади предстоит пережить один хороший рывок. Но все когда-то учатся! И чувство благодарности
того, кого вы выручаете, непременно пересилит неудовольствие от некомфортного обращения. Так что - не
расстраивайтесь.
Второй сложный момент - переключение передач (на тягаче, конечно же). Старайтесь делать это как можно
быстрее, чтобы не было большой разницы в скорости до и после переключения. Если не следовать этому простому
правилу, любой трос можно оборвать в два счета. Иногда - вместе с некоторыми деталями автомобиля. И
еще один совет. Поскольку теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на каждой передаче нужно делать
побольше, чтобы компенсировать потерю инерции в момент переключения.
Чуть выше мы уже немного коснулись вопроса взаимодействия водителей. Теперь поговорим об этом немного
конкретнее.
Если вы - водитель тягача, то ни на минуту не забывайте о том, что у вас на прицепе автомобиль, водитель
которого видит дорогу гораздо хуже вас и имеет меньше возможностей для маневра. Поэтому старайтесь двигаться
равномерно, по возможности избегая остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать скорость,
- помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал тормозить первым. В этом случае
вам, возможно, вообще не придется прибегать к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.
При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности, не забывайте, что вы теперь напоминаете
лимузин (по суммарной длине, естественно) и вам нужен совсем другой, гораздо больший радиус поворота.
И, наконец, если дело происходит на загородной дороге, почаще останавливайтесь, чтобы проверить сцепку,
протереть фары и фонари да и просто передохнуть.
Особые случаи
Иногда к буксировке прибегают не только из-за поломки. Кого-то надо выдернуть из грязевой ловушки, чей-то
автомобиль просто не заводится от стартера - и его нужно только чуть-чуть "продернуть", чтобы он завелся.
И об этих ситуациях тоже нужно сказать несколько слов.
В первом случае целесообразно использовать более длинный трос, чтобы самому тягачу не подъезжать близко
к коварному месту и не засесть рядышком. Естественно, оказавшийся в капкане автомобиль обязан своими
усилиями содействовать вызволению.
Если вы собираетесь запустить мотор "с буксира", то на заглохшей машине рекомендую включить вторую передачу,
трогаться при выключенном сцеплении и только после набора скорости плавно отпускать педаль, чтобы не
допустить резкого рывка. Первой передачей пользоваться не следует, поскольку это создает лишние трудности
буксировщику.
Оперировать педалью газа заглохшего авто надо в зависимости от обстоятельств. Если перед этим вы долго
терзали стартер и есть предположение, что цилиндры переполнены смесью, а свечи "залиты", педаль нужно
полностью "утопить" и держать в этом положении до появления вспышек. Если же все дело в аккумуляторе,
из-за которого прокрутка двигателя не состоялась вообще, нужно действовать обычным порядком: закрыть воздушную
заслонку и педаль не трогать. Как только двигатель запустится, выключите передачу, посигнальте водителю
тягача, остановитесь, отцепите трос. И не забудьте отблагодарить "спасителя", Вам это воздается сторицей.