ВСЕ СТАРЬЁ - НА ВОСТОКЕ
Наибольшее число старых автомобилей сосредоточено на востоке нашей страны. Так, в регионах Дальнего Востока доля автомобилей, выпущенных до 1998 года, превышает три четверти парка. При этом самый старый парк - в Магаданской области. Там доля автомобилей старше 10 лет составляет аж 82,5%, а относительно новых машин в возрасте до трех лет - меньше 1%.
Относительно неплохо на фоне прочих дальневосточных регионов смотрятся Чукотка, Хабаровский край и Якутия. В Приморском же крае на долю машин, выпущенных до 1998 года, приходится 78,9% парка.
Чуть лучше обстоят дела в Сибири. Но здесь тоже не фантастика: в разных регионах доля старых машин колеблется от половины в более богатой Томской области до 65% в депрессивном Алтайском крае. В среднем «старички» составляют 58% парка.
При этом доля «свежих» одно-, трехлеток тоже крайне мала - от 4% в Хакасии до 12% в более сытой Кемеровской области. Среднее значение этого показателя по Сибири - в районе семи процентов, то есть из 14 машин лишь одна новая.
Самый же молодой парк легковых автомобилей сосредоточен в Поволжье и в центре России, где доля старья меньше 43%. На Урале число машин до 1998 года выпуска чуть выше - 44,9%, при этом в лидерах богатая сырьевыми ресурсами Тюменская область, где «старичков» - всего 38,6%, а новых машин - более четверти парка.
Северо-западу нашей страны (там автомобилей, выпущенных до 1998 года, насчитывается 46,5%) картину портит особнячком стоящая Калининградская область, почти вдвое ухудшающая этот показатель.
На юге России количество старых машин переваливает за половину. Похвастаться хорошими показателями могут парки Ростовской области и Чечни: доля новых машин в каждом из этих регионов примерно по 20%, тогда как в целом по ЮФО - чуть больше 15.
Меньше всего (и это объяснимо) доля автохлама в Москве, Татарстане, Пермском крае и Самарской области, где на автомобили до 1998 года выпуска приходится менее трети парка.
МОСКВИЧИ ВЫБИРАЮТ FORD...
Самым популярным иностранным брендом в Москве является Ford. По состоянию на начало 2009 года в столице насчитывалось 175,5 тысячи «Фордов» различных моделей. На втором месте в рейтинге предпочтений москвичей идет Toyota - 170,6 тыс. зарегистрированных автомобилей.
В первую пятерку лидеров столичного автопарка иномарок попадают еще два японских бренда - Nissan и Mitsubishi. Активно продающиеся автомобили корейского лидера Hyundai позволили этой марке обойти даже немецкий Volkswagen и вплотную приблизиться к пятерке лидеров. По состоянию на начало 2009 года в столице числилось уже 131,7 тысячи автомобилей этой азиатской марки, тогда так годом ранее их было всего 105,5 тысячи единиц.
В первую десятку парка иномарок Москвы также попадают Mercedes-Benz, Opel, BMW, а также американский Chevrolet, который вытеснил из группы лидеров ставшей в минувшем году немецкой премиум-маркой №1 Audi.
Что важно: в целом в столице насчитывается уже более 3,5 млн. легковых автомобилей, из них на долю иномарок приходится 58% столичного парка легковых автомобилей. При этом порядка 30% парка - практически новые машины.
...А СИБИРЯКИ - TOYOTA
Этот японский бренд является безоговорочным лидером почти на всей территории России, за исключением центра и северо-запада нашей страны. По состоянию на начало 2009 года в нашей стране насчитывалось больше двух с половиной автомобилей этой марки, и она занимала почти 8% от общего числа легковушек в России. При этом более 70% - почти два миллиона - «Тойот» сосредоточено за Уралом.
Туда они, естественно, праворульные, завезены в виде секонд-хэнда из Японии. Больше всего поэтому их на Дальнем Востоке насчитывается, чуть меньше - в Сибири, где их число составляет 854 тысячи единиц. Доезжают они и до Урала, но там их «поголовье» уже ощутимо ниже.
Помимо восточной части нашей страны, Toyota по числу зарегистрированных автомобилей лидирует также на юге России и в Поволжье. В центре России и на северо-западе она уступает маркам Ford, VW и Opel. Что примечательно: возраст более половины российского парка машин Toyota превышает 10 лет.
Следом за японским лидером мчит его соотечественник Nissan, но на пятки не наступает. Их почти в три раза меньше, чем у Toyota, - миллион с «копейками». Но абсолютным лидером российского автопарка является, конечно, продукция АвтоВАЗа всех времен и генераций, что позволяет сказать, что автомобиль среднестатистического россиянина - это 12-летние «Жигули». И изменения идут в сторону постепенного увеличения доли иномарок и медленного омоложения автомобильного парка, хотя кризис притормозил это движение.
Доля автомобилей старше 10 лет в разных регионах России*
Алтайский край 65,3%
Калининградская область 74,5%
Магаданская область 82,5%,
Приморский край 78,9%
Ростовская область 45,7%
Томская область 50,1%
Тюменская область 38,6%
Хабаровский край 67%
Чечня 42,8%
Чукотка 46,5%
Якутия 65,6%
Москва менее 30%