Таможню Ванинского порта прошло около двух тысяч разобранных автомобилей. Таможенники не в силах остановить этот полностью соответствующий законодательству поток колес, радиаторов и капотов. Запчасти согласно таможенной декларации, а в действительности полноценный автомобиль, в простонародье "конструктор".
Таким добром завалены склады морской Ванинской таможни. Еще в сентябре 2003г. иномарки старше 7 лет получили в России статус неугодных. Пошлина на них повысилась в несколько раз, а вот на запчасти никто пошлины не поднимал, и автомобили потянулись через границу частями, рамы отдельно двигатели отдельно.
В последнее время количество конструкторов составляет около 65% от общего числа ввозимых автомобилей. Только за год действия пошлины через Ванинскую таможню прошло около 2000 разобранных автомобилей. "Конструктор" обходится владельцу раза в три-четыре дешевле, чем целая иномарка.
Дело в том, что по так называемой таможенной номенклатуре конструктор проходит как запчасти. Если ввезти автомобиль в том виде, в котором он был приобретен за границей, то ввозная пошлина составит порядка $5000-$6000 в зависимости от года выпуска и объема двигателя автомобиля. Соответственно пошлина на "конструктор" составляет $1000-$1200.
Таможенники пытались привлечь к ответственности предприимчивых автомобилистов, но закон полностью на их стороне. Законным образом привлечь лицо к административной ответственности за такого рода деятельность перспективы не имеет.
Весной 2004г. Счетная палата России проверяла Ванинскую таможню и постановила, что криминала нет, но убытки государственная казна получает колоссальные. Московские специалисты заверили, что вопрос о "конструкторах" будет направлен в Государственную Думу. Пока же разобранные автомобили свободно пересекают границу.
Государство теряет деньги и логично предположить, что кто-то на этом зарабатывает. Всего за год действия новых таможенных пошлин казна потеряла на "конструкторах" около $6 000 000.
Зато на побережье Татарского пролива появился новый бизнес, сборка автомобилей ;)