На подводной лодке "Нерпа" 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ было 208 человек, в результате аварии погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Обвинение по делу об аварии следователи предъявили командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову.
Предварительные слушания по уголовному делу об аварии начались 25 апреля в Тихоокеанском флотском суде во Владивостоке. Суд удовлетворил ходатайство защиты о рассмотрении этого дела судом присяжных. Следующее заседание назначено на 20 мая.
"Благодаря грамотным действиям командира подводной лодки Лаврентьева и экипажа АПЛ спасен боевой корабль ("Нерпа") и почти 200 человек вернулись домой", - говорится в письме, которое обнародовал Приходько на пресс-конференции во Владивостоке.
По его словам, члены сдаточной команды и представители Владивостокского морского собрания ходатайствуют перед военной прокуратурой Дальневосточного военного округа, командованием ВМФ и руководством страны о пересмотре материалов уголовного дела.
Представители Владивостокского морского собрания, много лет прослужившие на флоте, на пресс-конференции отметили, что благодаря действиям командира АПЛ "Нерпы" и экипажа удалось избежать большего числа жертв.
"Командир принял верные решения при борьбе за живучесть лодки, спасение личного состава, он принял решение, что она должна всплыть, а также о локализации утечки фреона и тетрахлоэтилена", - сказал на пресс-конференции председатель союза подводников Тихоокеанского флота Александр Конев.
"Моряков-подводников беспокоит качество расследования... Лаврентьев с 2008 года, находясь под следствием, продолжает командовать подводной лодкой", - сказал Приходько.
Представители Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников считают, что "в деле Лаврентьева ... необходимо также назначить дополнительные экспертизы". Клуб "в рамках, отведенных законом", будет активно участвовать в этом процессе и настаивать, в том числе на участии в деле независимого общественного наблюдателя, сообщил 18 апреля журналистам председатель клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
АПЛ "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях - морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. Однако в середине 1990-х финансирование строительства лодки было заморожено.
Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 года АПЛ вошла в боевой состав ВМФ России. До октября 2011 года подлодку планируется передать в лизинг Индии. РИА Новости