Удельный вес последнего возрастает в производстве ВВП, в международной торговле, резко усилились его позиции в мировой финансовой системе. Наиболее динамично развивающейся организацией АТР является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), функционирующее на основе межправительственного соглашения, охватывающее 21 национальную экономику, треть населения земного шара (2,6 млрд. чел.), почти 60% мирового ВВП (19,25 трлн. дол.) и около 47% мировой торговли.
Эти геополитические и глобально-экономические подвижки многократно усиливают стратегическое значение Дальнего Востока для России, который является форпостом страны в АТР. Объективно назрел перелом негативных тенденций и усиление внимания государства к геополитическим, стратегическим, экономическим, демографическим проблемам региона, от решения которых в конечном счете зависят жизненные интересы всей России. Нужен качественный и количественный скачок в развитии этого стратегически важного региона.
Выбор приоритетов
Развитие российского Дальнего Востока издавна связано с использованием потенциала экономических взаимодействий с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Еще в середине прошлого века была сформулирована концепция включения экономических ресурсов региона в хозяйственный оборот посредством их ориентации на рынки сопредельных стран АТР. Академик B.C. Немчинов писал: «...Запасы железной руды Забайкалья и Дальнего Востока, <...> коксующиеся угли Чульмана и Нерюнгри, лесные ресурсы Амура, Буреи и Зеи, газ Вилюя могут быть экономически оптимально использованы только при условии, если развитие забайкальского и дальневосточного хозяйства ориентировать на экспорт».
Теоретической основой данной концепции являлась гипотеза о «естественном» распределении факторов производства и экономических ресурсов в Северо-азиатском субрегионе АТР. Россия и ее Дальний Восток в рамках этой концепции имели явное преимущество как поставщик сырьевых ресурсов. Экономический механизм подобной интеграции представлялся столь же простым, сколь и эффективным: Россия обменивает имеющие для нее низкую оценку природные ресурсы на имеющую высокую оценку для России капитало-, науко- и трудоемкую продукцию других стран АТР. И наоборот. Однако подобная модель взаимодействия представляла собой своеобразную «ресурсную ловушку» для России.
Этот изъян давно замечен, давно говорится и о необходимости избавления от упомянутой «ловушки» посредством построения диверсифицированного сотрудничества с АТР. Но диверсификация до сих пор не достигнута и остается благим пожеланием. Вырваться из замкнутого круга до недавнего времени мешала и конъюнктура - в результате длительного спада в 1990-х годах Дальний Восток утратил значительную часть своего потенциала экономического роста.
Сегодня очевидно: экономический рост все сильнее зависит от инновационной деятельности.
Между тем в России спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий в целом остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста (количество промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время составляет менее 3%). Тем больше оснований, приступая к обновлению экономической базы Дальнего Востока, сделать акцент именно на инновационную составляющую экономического роста в перспективе.
Для этого необходимы концентрированные усилия в ряде направлений. Важнейшим является разработка инновационных стратегий, ориентированных на формирование конкурентных преимуществ региона. Речь идет о создании локальных промышленных зон (прежде всего во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске), акцентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий (с максимально льготным налоговым режимом). Разумеется, усилия не дадут эффекта, если не будут сопровождаться совершенствованием институциональных условий и финансовых механизмов поддержки проектов развития инновационных производств.
Российский Дальний Восток относится к числу регионов страны, экономическое развитие которых во многом определяется масштабами и структурой их внешнеэкономических связей. Ключевая задача - мобилизовать эти связи для достижения цели. Динамика и масштабы внешнеторговых взаимодействий Дальнего Востока России должны определяться в первую очередь этими соображениями. И именно это следует полагать отправной точкой в реализации наиболее перспективных направлений. К числу таких направлений относятся следующие:
1. Реализация международных сырьевых и инженерно-технических проектов в области нефти, трубопроводного природного газа, электроэнергетических систем, транснациональных транспортно-транзитных коридоров, обслуживающих магистральные потоки товаров.
2. Формирование производственно-кооперационных и инвестиционных зон приграничного сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон.
3. Активизация межрегиональных взаимодействий дальневосточных субъектов Федерации с китайскими провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в контексте реализации намеченных экономических преобразований на северо-востоке КНР (предполагается, что по мере включения Дальнего Востока России в осуществление намеченных планов развития северо-восточных провинций КНР динамика объемов и товарная структура торговли с Китаем будет существенно меняться в позитивном направлении).
Как заманить инвестиции?
На протяжении последних лет (после 2000 г.) объемы притока иностранных инвестиций в экономику российского Дальнего Востока ежегодно наращиваются. Однако их доля в объеме иностранных инвестиций в Россию невелика и не превышает 10% в суммарном объеме поступления иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. При этом на фоне довольно устойчивых темпов роста объемов иностранных инвестиций, поступающих в Россию после 2000 года (130-150%), их динамика на Дальнем Востоке выглядит довольно нестабильной. После 2003 г., несмотря на ежегодное наращивание объемов иностранных инвестиций, темпы их роста стали сокращаться.
Сильной стороной является то, что до настоящего времени в экономику Дальнего Востока поступают преимущественно прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В целом за 2000-2005 гг. их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила около 67%. Но они сосредоточены, главным образом, в ресурсно-сырьевом секторе, в основном в топливной промышленности, и связаны с осуществлением проектов по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин.
Поток ПИИ в этот сектор экономики региона стал закономерной реакцией крупнейших мировых транснациональных корпораций (специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке нефти и газа) на рост потребления энергоресурсов в мире в целом и на дестабилизацию ситуации в регионах традиционной их добычи. Но ведь потенциал территории значительно шире: Дальний Восток России обладает всеми объективными возможностями, чтобы поддерживать устойчивый приток инвестиций и экономический рост.
Чтобы это произошло, необходима последовательная работа по «расшивке» узких мест и устранению имеющихся негативных факторов. Основными «болевыми» точками являются:
• «Вытеснение» региона с внутреннего рынка России и стран СНГ.
• Продолжающийся отток населения.
Эта проблема в перспективе поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей силы.
• Прогрессирующее «утяжеление» экономической структуры.
Негативные тенденции 1990-х годов усугубили проблемы в регионе. Структурной перестройки не произошло, и, более того, в целом сырьевая специализация региона усилилась.
• Слабость финансово-банковской системы региона.
Собственные ресурсы банковской системы незначительны, фактическое отсутствие межбанковского кредитного рынка не позволяет региональным банкам мобилизовать достаточные ресурсы даже для краткосрочного кредитования.
• Высокий уровень пространственной неоднородности.
Павел МИНАКИР, директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик РАН.
Газета"Тихоокеанская Звезда"