Логотип
4 1 1 1 1 1 Рейтинг (1 Vote)
Программы приграничного сотрудничества двух стран остаются декларативными. Российско-китайские торгово-экономические отношения в последние годы носят колониальный характер. Китай завозит из России сырье, а экспортирует продукцию с высокой добавленной стоимостью.




Один из способов переломить ситуацию – взаимный обмен инвестиций в рамках приграничного сотрудничества – между регионами российского Дальнего Востока и Забайкалья и северными провинциями КНР. Это – в идеале. Но пока китайцы вкладывают деньги в освоение природных ресурсов Сибири, в проекты в сфере энергетики, транспорта, а не в создание перерабатывающих производств на российской территории.

В ходе вчерашнего видеомоста Москва–Пекин эксперты двух стран пытались понять, каким образом можно добиться баланса интересов. В частности, в приграничной торговле. С российской стороны в дискуссии участвовали профессор кафедры мировой экономики МГУ им. М.В.Ломоносова Евгений Авдокушин и замдиректора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин.

С китайской – зампред Китайского научного общества по изучению экономики России, Восточной Европы и Средней Азии Тянь Чуньшэн и замруководителя отдела стратегических исследований Института России, Восточной Европы и стран Центральной Азии Ли Чжунхай.

Дискуссии представителей научного сообщества должны создать благоприятный фон для решения общей задачи – довести торговый оборот между Россией и КНР до 60 млрд. долл. в год. Отметим, что в январе–мае 2010 года внешнеторговый оборот между двумя странами составил 21 млрд. долл., что на 56% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем китайского экспорта в Россию составил 9,32 млрд. долл. (прирост на 54%), объем российского экспорта в Китай – 11,69 млрд. долл. (прирост на 57%).

Как представляется, больший интерес представляли не прогнозы и планы правительств и не то, что было сказано участниками видеомоста, а проблемы, которые не были ими напрямую озвучены, однако логично вытекали из беседы. В частности, о привлечении китайских инвестиций на российский Дальний Восток.

Например, Тянь Чуньшэн говорила о программе приграничного сотрудничества, рассчитанной до 2025 года. Программа включает в себя более 200 проектов. С точки зрения китайской стороны, интерес инвесторов представляют добыча полезных ископаемых, энергетика, развитие инфраструктуры.

Ее коллега Ли Чжунхай подтвердил важность строительства железнодорожных и автомобильных мостов. Логика проста – развитая транспортная инфраструктура облегчает приграничную торговлю, акцент в которой сделан на импорте в КНР российских углеводородов, леса, металлов и другого сырья. Взамен Китай экспортирует продукцию высоких переделов. Это – классическая модель колониальной торговли.

Российские ученые в рамках видеомоста де-факто признали сложившиеся реалии. Лузянин корректно напомнил, что Россия уже сделала резкий поворот в энергосотрудничестве с Запада на Восток. «Западная однобокая ориентация исчезла», – сказал ученый, имея в виду прежде всего строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), на который КНР выделила кредит в размере 25 млрд. долл.

На нефть для своей промышленности китайцам средств не жалко, другое дело – прямые инвестиции. Объем их крайне ограничен – всего 180 млн. долл. вложил китайский бизнес в проекты на российском Дальнем Востоке. Это из 1 млрд. долл. прямых инвестиций КНР в российскую экономику.

Цифры объективно свидетельствуют, что Россия остается на периферии интересов китайских инвесторов, а программы приграничного сотрудничества носят большей частью декларативный характер. Игорь Наумов, Независимая газета


Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках