Логотип
1 1 1 1 1
Экономический кризис все громче заявляет о себе. Все больше тревожной информации приходит из самых разных отраслей экономики региона: лихорадит строительство, горнорудную промышленность, автобизнес, финансы и банковское дело, и так далее, список увеличивается с каждым днем.


Разящий удар по автобизнесу

Аналитики прогнозируют приморскому автобизнесу если не гибель, то заметный упадок. Только в одной столице Приморья в бизнесе, связанном с продажей и техническим обслуживанием автомобилей, работает, по разным данным, до 150 тысяч человек. Имеются в виду, безусловно, иностранные автомобили, "праворукие", большей частью подержанные.

По автобизнесу ударили по всем фронтам – мало того, что финансовый кризис резко снизил покупательскую способность населения, так еще и государство приготовило неприятный "подарок". В частности, речь идет о запрете ввоза в Россию из-за границы иностранных автомобилей старше пяти лет и повышении таможенных пошлин на новые машины до 30%. Автомобилисты опасаются также, что в России могут полностью запретить ввоз автомашин с "правым рулем".

Много частных предпринимателей в Приморье занимались автоимпортом, в том числе и так называемыми "конструкторами". Но ввоз автомобилей по запчастям прекратился в связи с вводом новых пошлин на кузова. Серьезные ограничения, связанные с ввозом машин, больно ударили по карманам людей, для которых автобизнес – основной и единственный источник дохода. По мнению экспертов-криминалистов, трудности с ввозом "конструкторов" обострят в регионе проблему воровства и автоугонов.

Тем временем, снизился спрос на подержанные японские автомобили на самом большом на Дальнем Востоке авторынке "Зеленый угол", расположенном во Владивостоке.

Цены на подержанные авто в Японии, которая на финансовый кризис реагирует острее, чем Россия, растут, поэтому стоимость машин увеличивается и во Владивостоке. Цены на авторынке "Зеленый угол" выросли в долларах, потому что дилеры покупают их в Японии именно за эту валюту. Те, кто копил на машину в рублях, сейчас отдают на 5-10 тысяч больше только из-за того, что доллар стал дороже.

Люди "гибнут" за металл

Негативное влияние финансового кризиса ощутила на себе горнорудная промышленность. Цены на добываемые в крае руды упали более чем в два раза, в результате уже сейчас местные ГОКи сокращают объемы производства и персонал.

Горно-металлургическая компания "Дальполиметалл" остановила производство. Предприятие в Дальнегорске выпускает цинковый и свинцовый концентраты. Руководство закрывшегося "Дальполиметалла" утверждает, что в сложившихся условиях мирового финансового кризиса предприятию менее затратно простаивать, чем работать.

В отпуск отправлено 2100 горняков, им будут выплачивать по 2-4 тысячи рублей ежемесячно, тогда как средняя зарплата на этом предприятии составляла 16,5 тысячи рублей.

Причины тяжелого положения называют глобальные - падение цен на цинк и свинец и сокращение потребления этих металлов автомобильной промышленностью. Кроме того, российские банки не спешат кредитовать такую рискованную отрасль как добыча горных руд, а на собственные оборотные средства такие предприятия существовать не могут.

Вслед за "Дальполиметаллом" о плохом финансовом положении заговорили на другом местном крупном промышленном предприятии Дальнегорска - горно-химической компании "БОР". Здесь руководство планирует понизить заработную плату работникам, которая и существующая-то невысока - в среднем 5 тысяч рублей.

Не лучше обстоят дела у ОАО "Приморский ГОК",  "Ярославской ГРК" и "Лермонтовской ГРК".

Финансисты, строители, и прочие…

Кризис влияет и на показатели транспортного комплекса Приморья, ведь он также ориентирован на обслуживание экспортных и импортных товаропотоков, а они сокращаются. Последние два месяца и железнодорожники, и портовики отмечают снижение грузооборота по стали, углю и другим товарным группам.

Еще одно следствие финансового кризиса - инвестиционное. Если с проектами, реализуемыми на госинвестиции, все более-менее нормально, то судьба частных совершенно неясна. Опрос приморских бизнесменов показал, что подавляющее большинство их решило на год-другой отложить задуманное.

В такой ситуации нетрудно предвидеть сокращение потребительского спроса в регионе в целом, объемов оптовой и розничной торговли.

В кадровых агентствах Приморья отмечают: заметно снизилась активность работодателей из банковской сферы, финансовых и лизинговых компаний. Пока все спокойно на крупных торговых предприятиях и транспорте.

Банковскую сферу сейчас лихорадит больше всего – ужесточились требования к тем, кто берет кредиты и ипотеку, повысились ставки, а значит, рынок все меньше нуждается в кредитных менеджерах.

Вторая сфера бизнеса, в которой появится много безработных, – строительство. Во-первых, осенью заканчивается сезон, а во-вторых, объемы строительства уже начали падать. С другой стороны, в Приморье активно идет подготовка к саммиту АТЭС, и строители смогут перейти работать на возведение мостов, гостиниц, административных зданий.

Уменьшится спрос и на специалистов по обучению персонала. Кроме того, за свои места следует бояться менеджерам. Работодатели будут оптимизировать работу сотрудников, увольняя одних и перекладывая их нагрузку на оставшихся. В октябре количество соискателей позиции менеджера существенно превышало предложение: 15,2 процента против 9,5.

Под массовое сокращение, полагают эксперты, также попадут представители сервисных профессий: водители, официанты, секретари, менеджеры среднего звена.

А цены – все выше и выше…

Кризис отразился на фармацевтическом рынке, и, как следствие, на кошельках населения страны. В аптеках подорожали лекарства. Причем, дорожают в основном "бюджетные" препараты стоимостью до 150 рублей.

Эксперты объясняют этот процесс девальвацией рубля: более 80% лекарств на россий­ском рынке иностранного производства и закупаются на валюту, и изменение курса доллара не могло не отразиться на ценах в российских аптеках. В то же время отечественные производители и дистрибьюторы сами накручивают цены, закладывая в них подорожавшие кредиты и возросшие экономические риски..

На продовольственном рынке цены также ползут вверх. И не только из-за того, что их поднимают производители. На рынках и в продуктовых магазинах ажиотаж – в панике ожидая возможного продовольственного кризиса как логичного продолжения кризиса финансового, население делает "стратегические" запасы.

На "ура" идут 5-килограмовые упаковки макарон и мешки сахара, вообще все крупы, консервы и прочие "сухпайки". В одном из центральных продуктовых супермаркетов Владивостока нам рассказали, что одна покупательница приобрела сразу 200 куриных яиц, опасаясь, что этот товар в ближайшее время сильно подорожает.

Дальше будет только хуже?

Российская власть признала наличие кризиса, причем не финансового, а экономического. И считает, что этот кризис будет затяжным: в России он может продлиться еще два года.

В Приморье, по мнению экспертов, кризис только начинается, и его основной удар придется на начало следующего года. В феврале аналитики прогнозируют новую волну сокращения штатов и объемов производства. Между тем, наш регион оказался более защищен от последствий кризиса, чем другие субъекты РФ.

Многие местные эксперты сходятся во мнении: Приморью и тем дальневосточным территориям, где начали разворачиваться крупномасштабные проекты с государственными инвестициями, крупно повезло.

У Приморья есть мощное подкрепление федерального бюджета, связанное с подготовкой к саммиту АТЭС, который пройдет здесь в 2012 году. Кроме того, на территории края и других дальневосточных землях идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Строится нефтепорт Козьмино, дороги, мосты, модернизируется коммунальная инфраструктура Владивостока. Это миллиарды рублей капвложений, стройки рассчитаны на несколько лет, что гарантирует стабильное пополнение бюджета Приморского края.

Но, с другой стороны, более чем на 50 % федеральная казна формируется за счет доходов от экспорта дешевеющих в последнее время нефти и газа. Не исключено, что на каком-то этапе из-за сокращения доходов федеральный бюджет начнет проваливаться, а с ним и региональные.

"PrimaMedia"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках