ФСТ передала в правительство свои предложения по величине тарифа на прокачку нефти по ВСТО. По словам главы управления регулирования нефтяной и газовой отраслей ФСТ Дениса Волкова, прогнозный тариф на участке «Тайшет—Сковородино» (первая очередь ВСТО) составит $38,8 за тонну.

Тариф до конечной точки ВСТО — бухты Козьмино (Приморский край) — после завершения строительства ВСТО-2 будет таким же. До тех пор, пока не будет построен ВСТО-2 (правительство пока не принимало решения о сроках реализации проекта), нефть в Козьмино предполагается транспортировать по железной дороге. Однако, как пояснил Денис Волков, в предлагаемый ФСТ тариф не включена стоимость железнодорожной перевозки нефти от Сковородино до Козьмино.

Строительство первой очереди ВСТО должно быть завершено в конце 2009 года. Мощность трубопровода — 30 млн т нефти в год. Одновременно должно быть завершено и строительство нефтеперевалочного комплекса в бухте Козьмино. Туда нефть из Сковородино предполагается поставлять по железной дороге. Также из Сковородино планируется построить 70-километровый нефтепровод до границы с Китаем.

В марте 2007 года экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток говорил „Ъ“, что с ОАО РЖД уже достигнуто соглашение об определении тарифа на транспортировку нефти от Сковородино до Козьмино — $25 за тонну. В РЖД „Ъ“ подтвердили, что названный ФСТ тариф не включает стоимость железнодорожных перевозок, однако добавили, что пока стоимость транспортировки до Козьмино не согласована.

В «Транснефти» не стали комментировать предложения ФСТ. Однако в 2007 году в компании предполагали, что стоимость перевозки нефти до Сковородино и до Козьмино (с учетом железнодорожного тарифа) будет одинаковая. «Так мы отобрали у Китая даже гипотетическую возможность снижать цену нашей нефти. И если они не платят рыночную цену, компании за те же деньги привезут нефть в Козьмино»,— говорил Семен Вайншток.

Основным поставщиком нефти в ВСТО должна стать «Роснефть». Компания уже заявляла, что недовольна ценами на нефть, которые сейчас ей предлагает Китай, которому «Роснефть» поставляет по железной дороге 9 млн т нефти в год. В «Роснефти» отказались обсуждать тариф, предложенный ФСТ, отметив, что рассматривают его. Но источник в компании считает, что предлагаемый тариф учитывает мнение нефтяных компаний. В компании не сообщили, какое направление считают для себя приоритетным — Китай или другие страны АТР. Однако до сих пор «Роснефть» не собиралась ограничиваться поставками по ВСТО в Китай, говоря о планах строительства в Козьмино НПЗ мощностью 20 млн т.

«У нефтяников было два направления поставок по ВСТО, но теперь более предпочтительным выглядит Китай»,— отмечает аналитик ИК «КИТ Финанс» Константин Черепанов. В то же время он уверен, что в будущем правительство скорректирует тариф, поскольку в нынешнем варианте он «не вписывается в энергополитику России, предполагающую гибкость поставок». Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» также уверен, что тариф изменится. Аналитик отмечает, что ВСТО может подорожать и в дальнейшем будет применен сетевой тариф, за счет которого повысится стоимость транспортировки нефти на запад при снижении цен на восточном направлении.

Денис Ребров, Алексей Екимовский, "Коммерсантъ"

Утверждены уточненные параметры ВСТО

ЮНовой конечной точкой ВСТО определена бухта Козьмино. Соответствующее распоряжение 27 февраля подписал премьер-министр РФ Виктор Зубков, сообщила пресс-служба правительства. Согласно документу, маршрут трассы меняется с первоначального Тайшет—Сковородино—бухта Перевозная (Приморский край) на Тайшет—Сковородино—бухта Козьмино. Фактически утвержденный в 2005 году правительством маршрут был изменен еще в 2006 году. Сначала трубопровод было решено проложить в обход озера Байкал, что удлинило маршрут на 500 км, а затем перенести конечную точку из бухты Перевозной в бухту Козьмино. Но решения правительства, фиксирующего изменение маршрута, до сих пор не было.