Логотип
1 1 1 1 1
МИД Канады, норвежская DockWise и большекаменский завод «Звезда» подписали очередной контракт в рамках проекта по утилизации атомных подводных лодок. Как вчера рассказал замначальника управления утилизации ФГУП «Звезда» Александр Пивцаев, в течение недели стороны обсуждали проект доставки и утилизации в Большом Камне двух лодок проекта 671 РТМ («Щука», в классификации НАТО «Victor-3»), выведенных из состава Тихоокеанского флота.

Ъ ФГУП «ДВЗ Звезда» основано в 1954 году как судоремонтное предприятие. Специализируется на всех видах ремонта кораблей и судов, строительстве судов и плавучих сооружений любого типа. В 2006 году выручило за ремонт морских гражданских судов 10,2 млн руб. С 1989 года на «Звезде» утилизировано 40 вышедших из эксплуатации АПЛ, в том числе на средства США и Японии в рамках программы «Глобальное партнерство», принятой на саммите стран «восьмерки» в 2002 году. Чистая прибыль предприятия в 2006 году составила свыше 28,6 млн руб.

Весь проект утилизации АПЛ предусматривает реконструкцию железнодорожных путей из Большого Камня, транспортировку АПЛ, их непосредственную утилизацию и вывоз ОЯТ. Как рассказал Александр Пивцаев, в рамках подписанного договора состоится доставка двух лодок в Большой Камень, и из них будет выгружено ядерное топливо. Канадцы взяли на себя обязательства по транспортировке двух подлодок на судне большой грузоподъемности фирмы DockWise, по безопасности передвижения и по финансированию выгрузки отработанного твердого топлива.

По сведениям „Ъ“, стоимость работ по данному контракту составит $14–15 млн (более 330 млн руб.). Это треть от общей стоимости проекта, оплачиваемого Канадой. Ранее, в апреле 2008 года, стороны договорились об инвестировании канадцами 290 млн руб. в реконструкцию железнодорожных путей на участке от Большого Камня до Петровки и двух мостов на железнодорожном пути от Петровки до Смоляниново.

Это необходимо для вывозки со «Звезды» отработанного ядерного топлива на комбинат «Маяк» в Челябинской области. В настоящее время хранилища завода переполнены, что тормозит дальнейшую утилизацию. Еще одно приморское предприятие, которое занимается ОЯТ — «ДальРАО» — вывозит из Приморского края топливо по другой железнодорожной ветке.

Последний договор, предусматривающий финансирование непосредственно утилизации подлодок и вывоз отработанного ядерного топлива на «Маяк», будет заключен после утверждения Канадой бюджетного финансирования программы «Глобальное партнерство» на очередные четыре года — с 2008-го по 2012-й.

Основные работы по транспортировке АПЛ с Камчатки запланированы на лето 2009 года. По договору, до мая 2009 года гражданские экипажи «Звезды» должны принять предназначенные для утилизации подлодки на Камчатке и подготовить их к буксировке.

Александр Пивцаев сообщил, что предстоящая операция транспортировки одновременно двух подводных лодок на одном судне уникальна, она состоится впервые в мире и будет достаточно сложной. Транспортировать лодки будет крупнотоннажное судно норвежской компании DockWise.

В настоящее время на заводе «Звезда» в различной стадии утилизации находятся четыре подлодки, выведенные из состава Тихоокеанского флота. Утилизацию трех АПЛ финансирует Росатом, а еще одной — Япония в рамках «Глобального партнерства». Это дает загрузку не более 60% производственных мощностей предприятия. В 2009 году планируется приступить к утилизации еще двух подлодок за счет Японии.

По словам Александра Пивцаева, привлечение канадских инвестиций позволит «Звезде» получить дополнительный объем работы, порядка 30–35% от ежегодной загрузки, а также даст возможность Дальнему Востоку выполнить в срок федеральную целевую программу утилизации АПЛ, рассчитанную до 2010 года. «В Приморском крае „Звезда“ утилизировала практически все подлодки, а на Камчатке осталось еще восемь.

Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники не сможет справиться со всем объемом работ, поскольку его производственная мощность раз в пять меньше, чем у нас. Распределение работ позволит ускорить процедуру»,— рассказал господин Пивцаев.

Марина Кравченко. "Коммерсантъ"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках