Логотип
1 1 1 1 1
Вторая в мире по величине пивоваренная компания SABMiller объявила о намерении купить пивоваренный завод «Владпиво», принадлежащий бывшим основателям «Пивоварен Ивана Таранова» Detroit Investment, инвестиционной компании «А1» и IFC. Покупка «Владпива» (за приобретенные активы компания заплатит $69 млн) — первая сделка M&A SABMiller в России, которая позволит компании обойти Efes на Дальнем Востоке.

О согласии SABMiller plc приобрести ООО «Владпиво» говорится в сообщении международной компании. Продавцами выступают инвесткомпания «A1», Detroit Investment (DI, бывший владелец «Пивоварен Ивана Таранова», проданных в 2005 году Heineken за $560 млн) и IFC. Представители этих компаний подтвердили информацию о сделке. «„А1“ и DI владели равными долями в ООО, у IFC — миноритарный пакет»,— рассказал топ-менеджер «А1». «Доля IFC — 20%»,— уточнила пресс-секретарь компании Неждана Букова.

«Владпиво» — один из крупных региональных производителей пива. Как сообщается в пресс-релизе, его производственная мощность составляет миллион гектолитров в год. Стоимость приобретаемых активов SABMiller оценил в $69 млн. По словам топ-менеджера российского офиса SABMiller, говорить о существенной премии к этой сумме нельзя: все брэнды завода — региональные.

Источник „Ъ“ в DI называет иную оценку: по его словам, реально SABMiller заплатил за «Владпиво» исходя из коэффициента $100 за гектолитр, то есть около $100 млн. На рынке также считают, что реальная сумма сделки может быть гораздо выше анонсированной. «Заплатили раза в два больше,— уверена аналитик ИК „Проспект“ Ольга Самарец.— Сейчас на пивном рынке осталось мало интересных независимых местных игроков».

Ъ  SABMiller — вторая после InBev пивоваренная компания в мире. Основные брэнды — Miller, Peroni Nastro Azzurro, Pilsner Urquell. В России развивает брэнд «Золотая бочка». Выручка в 2008 финансовом году (закончился 31 марта) составила $21,410 млрд, EBITDA — $4,141 млрд. По данным «Бизнес-Аналитики», в 2007 году занимала 9,8% пивного рынка по стоимости (4-е место).

Ъ  До 2005 года завод «Владпиво» принадлежал «Вимм-Билль-Данну», в октябре 2005 года новым собственником завода стала компания Endovart Holdings Inc., созданная на паритетных началах бывшим операционным директором «ПИТ» Игорем Кимом и «Альфа-групп». Миноритарный пакет получила IFC, говорится на сайте этой компании. В начале 2006 года долю Игоря Кима выкупила DI, рассказывает топ-менеджер компании.

Покупка «Владпива» станет первой сделкой M&A для SABMiller на российском рынке. В беседе с „Ъ“ управляющий директор SABMiller Europe Алан Кларк признался, что, несмотря на то, что исторически его компания развивалась за счет M&A, в России была сделана ставка на органический рост — SABMiller построила единственный завод мощностью 6 млн гектолитров в Калуге. Весной 2009 года заработает пивоварня в Ульяновске (мощность — 3 млн гектолитров).

«Когда мы запускали строительство завода в Ульяновске, не было завода, который можно было бы за короткий срок привести в соответствие мировым стандартам производства и начать розлив,— объясняет директор по корпоративным вопросам „САБМиллер Рус“ Надежда Хотина.— Сейчас мы нашли завод в хорошем состоянии, и его модернизация возможна в среднесрочной перспективе».

Как рассказала „Ъ“ директор по социальному развитию и связям с общественностью «Владпива» Анастасия Филимонова, за последние два года производственная часть предприятия претерпела значительные изменения: «на заводе установили восемь новых ЦКТ, установили новые линии розлива в ПЭТ и в стекло, заменили часть варочного отделения». По ее словам, «то, что требовалось в первую очередь для технологического процесса — сделано, сейчас есть задачи, напрямую не связанные с производственным процессом и качеством продукции». В частности, в целях экономии предприятие сейчас строит автономную котельную.

Как уточнила Надежда Хотина, розлив «собственных брэндов на купленном производстве начнется уже в начале 2009 года». По ее словам, это будет «Золотая бочка». В самом «Владпиве» на данном этапе отказались как-либо комментировать сделку и ее последствия. Между тем Анастасия Филимонова сообщила, что «завод будет работать в том же ценовом сегменте, что и раньше».

В премиум-классе завод выпускает сорт «Якорь» (около двух лет на рынке), остальные сорта («Владпиво», «Студеное», «Жигулевское» и др.) относятся к низкому ценовому сегменту. Начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Приморского края Виктор Пономарев вчера озвучил „Ъ“ позицию властей относительно покупки крупнейшего в крае производителя пива: «Наша задача — чтобы остался тот же ценовой сегмент и сохранилось качество.

Брэнды — это дело владельцев». Он также отметил, что с покупкой SABMiller завода «Владпиво» в России останется только один крупный производитель пива, не зависимый от транснациональных компаний — комбинат «Очаково».

По данным SABMiller, дальневосточный рынок составляет около 7,6% российского рынка пива и имеет более высокий потенциал роста, чем в среднем по стране. «Продажи пива на Дальнем Востоке растут раза в полтора быстрее, чем по России, где рост составляет 6–10%»,— соглашается топ-менеджер российского офиса Efes.

По данным «Бизнес-Аналитики», в январе–апреле «Владпиво» контролировал 5,8% рынка Дальневосточного региона по стоимости (5-е место), SABMiller — 5,7% (6-е место). Таким образом, после покупки завода SABMiller сможет увеличить свою долю в этом регионе до 11,5%, обойдя Efes (7,3%) и приблизившись к Heineken и Sun InBev (2-е и 3-е места, контролируют по 15,4%).

«С учетом того, что у Sun InBev нет завода на Дальнем Востоке, а ближайший находится в Ангарске, SABMiller по силам войти и в тройку лидеров»,— считает директор Prosperity Capital Алексей Кривошапко. По мнению аналитика, наличие производственной площадки в регионе позволит SABMiller снизить цены на свою продукцию до 10%.

При этом у представителя «Балтики» Алексея Кедрина другое мнение: «Скорее всего, они обгонят лишь „Томское пиво“ с долей 4,8%, а Efes с показателями 7,9% не достанут». По мнению экспертов, SABMiller существенно выиграет на логистике: «Владпиво» станет ее форпостом на Дальнем Востоке.

Анна Рябова, Александра Убоженко, Марина Кравченко. "Коммерсантъ"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках