Логотип
1 1 1 1 1
Недавно в России появились сразу два новых закона - о транспортной безопасности и о противодействии терроризму. Кажется, на этот раз законодатели учли все моменты, от которых зависит спокойствие граждан в пути. Однако авиаторы не совсем довольны. Одна проблема, которая тоже представляет опасность для полета, остается неразрешенной. Имя ей - неспокойный пассажир.

С 2004 года Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта совместно с комитетом авиационной безопасности пытаются узаконить ответственность за хулиганские действия на борту авиалайнера. Был подготовлен и представлен в Госдуму проект закона, согласно которому правонарушения пассажиров могли бы считаться актом незаконного вмешательства в дела гражданской авиации.

Авиаторы выступили с предложением внести поправки в Уголовный кодекс РФ, касающиеся ужесточения ответственности граждан за хулиганство во время полетов. К сожалению, чаяния эти не были услышаны.

Кто-то может скептически заметить: мол, подумаешь - выпил пассажир лишку, поругался с соседом по креслу, стюардессе нагрубил, что, его за это в тюрьму сажать? Но так может рассуждать человек, которому ни разу не приходилось оказываться в такой, например, ситуации. Группа мужчин, возвращающихся с вахты и успевших «принять на грудь» до посадки в самолет, как только лайнер начинает выруливать на взлетную полосу, охотно продолжает застолье.

А как могут вести себя вырвавшиеся из тьмутаракани представители сильного пола, известно. Хамством и руганью дело зачастую не ограничивается, в ход идут кулаки. Нередко такие компании норовят устроить в самолете подобие дискотеки. Что может случиться с авиалайнером, на борту которого прыгают несколько взрослых мужиков, причем где-нибудь в хвостовой части, понятно даже ребенку.

Можно себе представить, на какой риск приходится идти девушкам-стюардессам, чтобы хоть как-то их утихомирить. Иногда для этих целей приходится звать на помощь кого-то из летчиков.

По словам начальника службы авиационной безопасности ОАО «Дальавиа» Валерия Бибика, такие ситуации в полете сегодня не редкость. Поскольку законов, позволяющих регулировать подобные эпизоды, в России нет, каждая авиакомпания самостоятельно разрабатывает программу борьбы с неспокойным пассажиром. Есть компании, где вместо привычных глазу милых стюардесс работают крупные, накачанные парни. Кстати, «Дальавиа» тоже планирует в скором времени разбавлять женский штат бортпроводников хотя бы одним мужчиной не хлипкого телосложения.

Некоторые авиакомпании раньше на всякий случай снабжали экипаж скотчем, которым в случае чего буяну можно скрутить руки. Но однажды на рейсе в Пекин пришлось приковать к креслу липкой лентой хулигана-китайца.

В итоге он вроде уснул. Но после посадки оказалось, что умер... Целую неделю российскому экипажу пришлось провести в китайской тюрьме, пока полиция Пекина разобралась, что летчики и стюардессы в смерти пассажира не виноваты.

После этого случая скотч авиаторы используют с большой осторожностью. А без него в их распоряжении только меры, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. То есть в полете экипаж может уговаривать хулигана, а по прибытии в порт передать его в руки милиционерам, которые составят на него протокол, выпишут штраф на сумму около 1000 рублей.

В редких случаях, когда дебошир кидался в драку, наставил кому-то синяки, нецензурно выражался, его могут привлечь к уголовной ответственности. Но для этого как минимум нужны свидетели. Многим ли охота вступать в длительные отношения со следствием, а потом принимать участие в судебных тяжбах? Таких практически не находится.

Есть, правда, в распоряжении пилотов еще один метод отрезвления дебоширов. Самолет может совершить внеплановую посадку в ближайшем порту и там оставить хулигана на попечении милиции. Однако на такие меры авиаторы практически не идут, так как подобные приземления стоят огромных денег, которые потом отсудить у того, из-за кого они были потрачены, практически невозможно. Увы, так построено наше законодательство, что должники могут совершенно спокойно не отвечать по своим долгам, даже если их назначил суд.

По словам Валерия Юрьевича, до 70-х годов прошлого века на всех рейсах обязательно летали вооруженные милиционеры. Но после того, как один страж правопорядка, усмиряя буйного пассажира, выстрелил в салоне самолета, что чуть было не привело к трагедии, милиционеров разоружили. А потом и вовсе приняли решение, что их присутствие на борту не обязательно. Впрочем, примерно до начала 90-х годов подобные эксцессы в авиации были нонсенсом. Видимо, и менталитет у нашего народа был другой, и нервы крепче.

Так кто же он, современный неспокойный пассажир? Бибик говорит, что это, как правило, бизнесмены, так сказать, «средней руки», обладающие определенной материальной независимостью, но не до такой степени, чтобы дорожить собственной репутацией. Видимо, они считают, что раз заплатили деньги за билет, то могут делать в полете все, что вздумается.

Как ни странно, но второй тип правонарушителя - высокопоставленные чиновники. Некоторые слуги народа в небе расслабляются до безобразного состояния.
- Проблема недисциплинированного пассажира, кстати, существует в авиакомпаниях всего мира, - утверждает Бибик, - но во многих странах уже давно разработаны правовые методы борьбы с хулиганством на борту.

Вот как, например, с этим обстоит в Америке. Особое значение безопасности полетов, как известно, там стали уделять после террористического акта в сентябре 2001 года. После этой трагедии в уже существующие правила поведения на борту были внесены дополнения. За их невыполнение хулиганам грозит штраф в размере 50 тысяч долларов, особо отличившиеся могут «загреметь» в тюрьму на один год.

Такова же цена ответственности для возмутителей спокойствия на борту авиалайнера в Великобритании и Японии. Кроме этого, тех, кто хоть раз нарушил правила поведения, заносят в «черный список». Тем, кто туда попал, уже ни одна авиакомпания страны билет не продаст.
В России некоторые компании тоже завели подобный список, но пока к ним не присоединятся все остальные авиаторы страны, ожидаемого эффекта не будет. Ведь хулиган, если ему отказали в одной компании, вполне может воспользоваться услугами другой.

В США, кроме того, не так давно появилась государственная служба авиационных маршалов. Это специально обученные люди, наделенные полномочиями правоохранительных органов. Для них разработан специальный вид оружия - пистолеты с пулями, которые при столкновении с твердой поверхностью разрушаются. Они способны пробить человеческую плоть только с очень близкого расстояния. Обшивке же корабля такая пуля вреда не принесет. Авиационные маршалы сопровождают все гражданские самолеты инкогнито, в гражданской одежде. «Выходят из тени» они только в опасных для лайнера ситуациях.

- Основная причина, по которой российские пассажиры выходят за рамки дозволенного, - считает Валерий Юрьевич, - в том, что почти все авиакомпании предлагают во время полета пассажирам спиртные напитки, причем в неограниченном количестве. Даже новые правила, запрещающие провозить в ручной клади емкости с жидкостью более ста граммов, проблему не решают. Тот, кто хочет напиться в самолете, покупает спиртное у стюардесс даже по высокой цене.

Избавить авиацию от недисциплинированных пассажиров возможно, если, во-первых, все авиакомпании договорятся ввести на борту лайнеров «сухой закон». Но поскольку безопасность полетов - дело государственной важности, следующий шаг должны сделать законодатели. Крупные штрафы и возможность получить тюремный срок, как показывает мировая практика, - самый эффективный метод убеждения возмутителей спокойствия.


Оксана Омельчук. Газета"Тихоокеанская Звезда"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках
Если не указан другой источник информации, то гиперссылка на РИА «27 Регион» обязательна.
Информационный сайт Хабаровска. Хабаровск в Хабаровском крае. © 2004-2021 РИА «27 Регион» - Новости Хабаровска - 27R.Ru (27region.ru)
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Сайт Хабаровск