Логотип
1 1 1 1 1
Япония увеличила квоту для российских рыбаков на вылов одного вида биоресурсов в 2008 году и выделила средства на проведение научных исследований, но при этом не подписала меморандум о противодействии незаконному промыслу, в чем была заинтересована российская сторона.

Япония с 2008 года увеличит квоту для российских судов, работающих в 200-мильной зоне Японии, на добычу рыбы лемонемы на 16% по сравнению с 2007 годом, сообщил во вторник РИА Новости руководитель центра общественных связей Государственного комитета РФ по рыболовству (Госкомрыболовство) Александр Савельев по итогам 24-й сессии российско-японской комиссии по рыболовству.

"Для российских судов, работающих в 200-мильной зоне Японии, на 450 тонн увеличена квота на добычу лемонемы в будущем году. Это на 16% больше, чем в 2007 году", - сказал Савельев. Он также сообщил, что в рамках сотрудничества по изучению состояния водных биоресурсов Всеяпонская ассоциация рыбопромышленников в 2008 году безвозмездно передаст российским научно-исследовательским и учебным организациям Дальнего Востока машины и оборудование на сумму 3,65 миллиона долларов.

Кроме того, как стало известно РИА Новости из других источников, представители обеих стран обсудили проблему незаконного промысла в своих водах. Однако пока стороны дальше обсуждения не пошли.

КРАБ ПО-ЯПОНСКИ

Япония традиционно является мировым лидером по потреблению рыбы и краба. Из-за такого активного потребления в Японском море краба практически не осталось, поэтому российский краб пользуется большим спросом в стране восходящего солнца. Небольшой городок Вакканай с населением всего в 40 тысяч человек стал настоящей крабовой Меккой - сюда охотно приезжают японцы из других мест не только, чтобы посмотреть удивительную природу этой самой северной точки Японии, но и посетить рыбный рынок, где наряду с другими дарами моря в изобилии представлены все возможные виды краба - синий, волосатый, краб-стригун, а также самый вкусный и дорогой "королевский" камчатский краб. Яркими щитами с изображением камчатского краба в городе и окрестностях увешаны не только магазины и рестораны, но десятки жилых домов рыбаков, где туристы также могут купить краба немного дешевле, чем на рынке.

Именно благодаря расположению порта Вакканай - а его от Сахалина отделяют всего 40 км, сюда каждый день заходят по несколько судов с незаконно выловленным в Охотском море живым крабом, который ценится дороже всего. Нелегальное происхождение ценного груза не афишируется. Российские суда приходят в порт рано утром, разгружаются за один-два часа и - обратно в море. Почти каждое второе судно ходит под чужим флагом - Камбоджи, Панамы, Монголии.

Несколько лет назад японские власти в целях защиты своих рыбаков запретили входить в порты Японии иностранным рыболовецким судам, но если проявить смекалку и перед заходом в порт снять снасти, то легко можно зарегистрировать судно как транспортное и спокойно продать краба оптовым покупателям. Если в порту живой краб реализуется по пять долларов за килограмм, то на рынке его цена взлетает до 70 долларов за килограмм, а двухкилограммовый камчатский красавец предлагается за 140 долларов.

Портовые власти Вакканая собирают с краба небольшую таможенную плату (всего 4% от стоимости), легализуя тем самым браконьерскую продукцию.

СУМО ПО-РУССКИ

Российские власти не хотят мириться с таким положением вещей, когда ценные биоресурсы нелегально уходят за рубеж, а бюджет не получает от этого даже экспортных сборов. По оценке Госкомрыболовства, при ежегодной квоте на промысел краба в 50 тысяч тонн, реально его вылавливается в три раза больше, что грозит исчезновением популяции камчатского краба..В последнее время пограничные и таможенные суда РФ задерживают все больше нелегалов, изымая десятки тонн украденного краба. А Госкомрыболовства планирует закрыть на пять лет промышленный вылов в двух подзонах Охотского моря - Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской - для восстановления популяции краба.

Японцы опасаются сокращения поставок краба. Представитель администрации Вакканая Кога Мицухару признался российским журналистам, что если российские суда перестанут приходить в порт, экономике города будет нанесен серьезный ущерб.

"Это будет большим ударом по экономике нашего города", - сказал Мицухару, отметив, что значительная часть населения Вакканая занимается переработкой и продажей морских продуктов, в том числе краба. В городе семь перерабатывающих предприятий, да и в портовой инфраструктуре занято немало людей.

По словам Мицухару, что начиная с 2000 года заходы судов в порт Вакканая ежегодно сокращаются. Так, если в 2000 году сюда приходило свыше трех тысяч судов в год, то в 2005 году зарегистрировано 2,5 тысячи заходов судов, а в 2006 году - уже 1,85 тысячи. По данным городской администрации, за первые десять месяцев 2007 года в порт Вакканай зашло чуть более 1,2 тысячи судов, в том числе 314 судов под российским флагом.

Согласно таможенной статистике порта Вакканай, краб составляет почти 80% всей ввозимой сюда иностранной продукции. Так, в январе-октябре сюда поступило около девяти тысяч тонн краба, из них около трети (2,4 тысячи тонн) - в живом виде. Самого дорого и ценного вида краба - камчатского - в Вакканай прибыло около 4,5 тысячи тонн. Его поступление по сравнению с тем же периодом 2006 года выросло почти на 100%, а общая стоимость ввезенного с начала года в этот японский порт живого и мороженого краба составила 47 миллионов долларов.

Таможенные сборы от ввоза краба составили около двух миллионов долларов.

Вакканай - не единственный порт на севере Японии, куда российские суда привозят краба. На Хоккайдо есть еще один крупный порт, через который поступает эта продукция - Момбец. По экспертным оценкам, за последний год заходы судов с крабом в Момбец увеличились после того, как в порт Вакканай несколько раз приезжали инспектора из России.

Если в японских портах российские инспектора будут находиться постоянно нелегальный поток сократится, а может и прекратится вообще. Ведь сейчас те, кто ловит краба по квоте и работает легально, везет свою продукцию в южнокорейский порт Пусан. Туда можно довести только мороженого краба. А те, кто хочет побыстрее и подороже сбыть украденное, сгружают краба в ближайших портах.

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

В Корее тоже есть место для сбыта браконьерской продукции - порт Донхе. В прошлом году сюда прибыло 5 тысяч тонн краба, а за 10 месяцев этого года - 3,7 тысячи тонн. Как рассказал российским журналистам президент местной компании, покупающей российского краба, Кирилл Чой, крабовый бизнес развернулся здесь после того, как Япония запретила причаливать в свои порты иностранным рыболовным судам и российские браконьеры проложили дорожку в Донхе.

До этого времени корейцы даже и не знали, что такое краб и с чем его едят, признался корейский предприниматель. Сейчас же, по его словам, краб закупают сотни ресторанов по всей стране, а курортный Донхе благодаря этому бизнесу разросся десятками гостиниц.

"Сюда переехали десятки компаний из Сеула и Пусана, чтобы заниматься крабом", - сказал Чой. Но, по его словам, и здесь сейчас становится рискованно работать с российскими рыбаками. Многие компании уже обанкротились из-за того, что суда задерживаются российскими пограничниками, и цен груз не доходит до места назначения.

Так, в 2004 году крабом в Донхе занимались 50 компаний, в 2006 году их число сократилось до 25 компаний, а сейчас осталось только семь-восемь компаний. При этом бизнесмен подчеркнул, что корейские компании не нарушают законодательство Кореи и платят в полном объеме пошлину за ввоз краба. По его данным, сумма таможенного сбора от поставок краба в Донхе в 2006 году составила 5 миллионов долларов.

"Браконьеры - это ваша проблема. Почему вы допускаете контрабанду?", - сказал Чой российским журналистам. При этом он признал, что если крабовый бизнес в Донхе прекратится, то обанкротятся многие компании, занимающиеся переработкой, торговлей и перевозкой этой продукции.

Корейцы искренне считают, что оказывают добрую услугу российским рыбакам. Ведь на Сахалине трудно найти хорошо оплачиваемую работу, а здесь даже рядовой рыбак за месяц получает три-пять тысяч долларов, отметил Чой. К тому же корейцы вкладывают немалые деньги в переоборудование старых российских судов в заправку их топливом и даже закупку продуктов питания для экипажа. Правда на таких условиях корейские бизнесмены получают и львиную долю прибыли - до 90%, не стал скрывать Чой.

Он полагает, что криминальный бизнес не так то просто будет изжить. На усиление пограничного и таможенного контроля в российских водах браконьеры отвечают новыми уловками - меняют названия судов, перегружают продукцию прямо в море на корейские суда.

КРАБЬ НАКРАБЛЕННОЕ

В Госкомрыболовства России настроены более оптимистично. Руководитель центра общественных связей ведомства Александр Савельев заявил журналистам, что контрабанде биоресурсов в Японию и Корею скоро придет конец.

"Госкомрыболовство совместно с МИД России, ФСБ и другими правоохранительными органами прекратят этот криминальный бизнес, который расцвел махровым цветом в странах АТР", - сказал он.

По его словам, "питательной средой" для этого международного криминального бизнеса является то, что в Японии и Корее за последние годы сложилась устойчивая система сбыта нелегальной рыбопродукции.

"Предприниматели этих стран извлекают из этой деятельности сверхприбыли, а власти никак не противодействуют этому бизнесу, потому что получают доходы от таможенных сборов", - сказал руководитель ЦОС.

Но, по его мнению, ситуация должна измениться после того, как 1 января 2008 года в России вступит в действие новая редакция закона о рыболовстве.

"Новые положения закона позволят российским рыбакам выгоднее сдавать продукцию на российский берег и поставят барьер этому биотерроризму", - сказал Савельев.

Он напомнил, что со следующего года вводится обязательное требование оформления всех выловленных российскими рыбаками биоресурсов на таможенной территории РФ, после чего они могут быть отправлены на экспорт. Но при этом ставка сбора за пользование биоресурсами, отправляемых на экспорт, будет составлять 100%, в то время как при поставках на внутренний рынок она будет равняться 10%. Кроме этого, по словам Савельева, отныне данные отраслевого мониторинга, осуществляемого при помощи спутника, могут быть использованы как доказательная база при расследовании дел о браконьерстве и контрабанде биоресурсов.

"Мероприятия по борьбе с контрабандой биоресурсов проходят уже не первый месяц, и наши коллеги (из Японии и Южной Кореи) могли убедиться в серьезности наших намерений", - сказал представитель Госкомрыболовства.

По его словам, японским и корейским предпринимателям будет выгоднее инвестировать средства в строительство рыбоперерабатывающих предприятий на Сахалине, чем покупать нелегальную продукцию по более высокой цене.

Между тем, Россия и Япония пока так и не подписала меморандум о противодействии незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу биоресурсов в своих водах (так называемому ННН-промысел). Эксперты ожидали, что документ может быть подписан в ходе прошедших в Москве переговоров, но этого так и не произошло.

Но Россия все-таки рассчитывает на поддержку с японской стороны в борьбе с незаконным промыслом, в том числе - живого краба в Охотском море.

Как ранее сообщал Савельев РИА Новости, японская сторона предоставила ряд материалов по заходу в японские порты российских судов с браконьерским уловом, на основании чего были заведены уголовные дела. Госкомрыболовство РФ также направит в порты Японии своих представителей, которые будут контролировать поступающие туда грузы.

РИА Новости

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках