Логотип
1 1 1 1 1
Июнь поставил под вопрос планы правительства и надежды оптимистов на то, что российская промышленность и дальше будет развиваться свойственными ей в последние годы высокими темпами. Вчера Росстат сообщил, что индекс промышленного производства в июне 2008 года по сравнению с июнем 2007 года вырос на 0,9%, в то время как в июне прошлого года промышленный рост к июню 2006 года составил 9,6%.

Экономисты винят в почти полной остановке роста промпроизводства в первую очередь высокую инфляцию. При этом часть экспертов не исключают возможного спада производства уже в июле.

Первые признаки замедления промышленного роста Росстат зафиксировал в мае, когда индекс промпроизводства вырос на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против необычайно высокого роста, который случился в апреле, когда объемы производства выросли сразу на 9,2%. Впрочем, подобные помесячные колебания в пределах 2–3% вполне заурядны и довольно часто случались и ранее.

На этом фоне никто из экспертов не ожидал почти полной остановки промышленного роста по итогам июня, когда объемы производства увеличились менее чем на 1%. В целом же июньский показатель не смог сильно подпортить статистику первого полугодия. За это время объемы промышленного производства выросли по отношению к тому же периоду годом ранее на 5,8%, что меньше показателя годичной давности – 7,1%, но все равно немало.

В июне же вообще произошло падение производства в ряде отраслей, в том числе наиболее социально значимых. В частности, производство растительного масла и цельномолочной продукции составило всего 72,8% и 93,9% соответственно к июню прошлого года. Снизился также выпуск хлеба – до 95,1% и минеральной воды – на 1%. Неутешительны производственные показатели в ряде отраслей и в полугодовом разрезе.

В частности, в первом полугодии 2008 года относительно аналогичного периода годом ранее на 0,6% упала добыча нефти, на 6,8% – производство тканей и постельного белья, на 3,7 и 2,6% – пиломатериалов и цемента и на 6,8 и 3,2% стальных труб и металлорежущих станков. Сократилось также производство машиностроительной продукции высокого передела. Так, выпуск автобусов и магистральных тепловозов упал за этот срок на 8,2 и 8,5% соответственно.

Избежать более масштабного падения темпов роста промпроизводства в первом полугодии в целом во многом помогли традиционно высокие показатели в производстве легковых автомобилей, которое увеличилось на 19,1%, и ряде других секторов промышленности, модернизированных в последние годы с помощью привлечения иностранного капитала и технологий в расчете на потребительский бум последних лет.

Ведущую роль в снижении темпов роста промпроизводства сыграла инфляция, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его мнению, данные за июнь слишком переоценивать не стоит, так как существуют внутригодичные и сезонные колебания, хотя последние, правда, в данном случае не касаются таких отраслей, как сельское хозяйство и строительство.

«Сокращение темпов роста промышленности в первом полугодии до 5,8% пока мало о чем говорит, а итоги годового роста экономики будут скорее всего выше рассчитанных Минэкономразвития 6,6%. Но рассчитывать на то, что наши темпы все время будут составлять 8% и мы догоним в этом отношении Китай, – на это не было и нет резона», – полагает экономист.

В свою очередь, главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков обращает внимание на то, что сокращение выпуска отдельных видов машиностроительной продукции было связано со снижением спроса со стороны госсектора. «В целом пока нет оснований говорить о том, что наступает поворот и высокие темпы экономического роста сменятся низкими», – полагает Ясин.

Менее оптимистично оценивает ситуацию в производстве директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «При оценке ситуации за июнь следует учитывать эффект высокой базы, так как в июне прошлого года промышленность росла очень хорошо, а в июле ее темпы роста были еще выше. Однако такое впечатление, что в дальнейшем ситуация будет складываться гораздо хуже», – предполагает экономист.

По его мнению, «если в июне темпы роста промышленности резко снизились до менее 1%, то в июле они могут стать отрицательными». Отметим, что последний раз промышленное производство снижалось в декабре 1998 года, когда страна только начала выход из порожденного дефолтом кризиса.

Николаев также считает, что основной причиной резкого замедления экономического роста стала высокая инфляция, при определенном уровне которой у предпринимателей теряется стимул к инвестициям. «Инвестиции в основной капитал в мае снизились до 15,3%, и это достаточно резкое замедление по сравнению с прошлыми месяцами, когда они росли на 20–22%, и тем более год назад, когда они увеличились на 24%», – отметил Николаев.

Часть экспертов указывает также на издержки пришедшегося на июнь чемпионата Европы по футболу. Многие болельщики приурочили к нему отпуска, что могло негативно отразиться на показателях мелких предприятий.

Алексей Щеглов. Независимая газета

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках