Причем сформулирован он так, что может легко поставить крест на импорте «серых» автомобилей с 2011 года, включая как праворульные машины, европейские, американские, корейские машины.
Под интерфейсом понимается панель приборов, дисплеи бортового компьютера, магнитолы, климатической системы. Помимо этого русифицировать придется любые информационные и предупреждающие надписи, например, о типе используемого топлива на лючке бензобака.
Для новых автомобилей, ввозимых в Россию официально, такое требование действовало и раньше – уже если русифицировали инструкции от телевизоров и этикетки зеленого горошка, то с новыми машинами вопросов не было. Хотя, если приглядеться, в той же Lada Priora надписей на иностранном языке предостаточно – чего только стоит пепельница с неуместной надписью Open («открыть»). Да и шкалы приборов во многих машинах проградуированы в km/h.
Однако переделать под стандарт новые машины не проблема. Но хуже, что регламент распространяется на все автомобили, «ввозимые на срок более 6 месяцев на территорию РФ независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска». То есть на подержанные иномарки в том числе. Россия – для русскоязычных.
Значит, перед поставкой бэушной машины в страну российский представитель марки обязан русифицировать весь интерфейс, включая перевод милей в километры. Если вы не производитель автомобилей – это сложная задача: нужно лезть в электронные «мозги», менять ЖК-панели со стандартными надписями, модифицировать панель приборов.
Даже если кто-нибудь заморочится на подобный шаг, результат может быть формальным: вместо Check engine вы увидите «Првр. двг-ль», а Load disk превратится в загадочное: «Реж.заг.», чем иногда грешат псевдорусские приборы.
Короче говоря, технично и без особой помпы регламент де-факто ограничивает ввоз серых иномарок в Россию. Схема очень напоминает историю с «красными» поворотниками американских машин.
«Документа я еще не видел, но требование о русскоязычном интерфейсе на безопасность не влияет, значит, нас оно не касается, – говорит представитель технического надзора ГИБДД Виталий Скрынник. – Неверно считать, что техрегламент – это документ для госавтоинспекции. Мы имеем к нему отношение лишь в маленьком блоке, где говорится о том, что контроль за соответствием конструкций и техсостоянием автотранспорта лежит на Госатвоинспекции. В остальном он касается изготовления автотехники, ее сертификации, реализации и так далее».
«В требовании русскоязычного интерфейса ничего нового нет, оно было и раньше, – комментирует директор ООО «Центр сертификации», руководитель органа по сертификации продукции автомобилестроения Сергей Костяев. – Помимо национального языка, в обозначениях должны использоваться принятые законом официальные единицы измерения, то есть температура в градусах по Цельсию, а не по Фаренгейту, на спидометре – километры, а не мили».
Отличия лишь в том, что с 2013 года (или уже с 2011?) эти требования планируют распространить на все вводимые в эксплуатацию машины без исключения...
А еще интересно, что регламент обязывает иностранного производителя иметь в России лишь одного представителя, который и отвечает за соответствие машин и запасных частей нормам регламента. Другими словами, новые и подержанные «Тойоты», равно как и запасные части, будут проходить через единственную компанию. От нее будет зависеть цены и ассортимент продукции (ряд моделей наверняка сочтут нерентабельными).
«Я считаю, что отмена пункта 8 – вынужденная мера, продиктованная возмущением многочисленной части отечественных автомобилистов, которые ездят на таких машинах, – говорит ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Кроме того, своё недовольство могли высказать и страны-производители таких машин, к тому же они могли бы применить санкции к нашим товарам, поставляющимся к ним, если бы такой пункт в регламенте появился.
Что касается требований к интерфейсу, то если уж бытовая техника должна иметь русскоязычное оформление и документы, то почему в этом отказывается автомобилю, который является транспортным средством повышенной опасности? Здесь важна каждая мелочь. И тут надо требовать от производителя перевода всего на русский с ещё большей строгостью и точностью, в том числе и спидометра.
Еще хочу отметить, что если регламент обязывает производителя иметь только одного представителя на территории России, то это не монополизация. Речь не идёт о продажах. Речь идёт об организации, которая будет отвечать перед нашими органами технического контроля о соответствии машин и запасных частей действующему в Российской Федерации техническому регламенту.
Другими словами, в стране должно быть представительство самой фирмы-производителя, и оно должно отвечать за эти вопросы, а перепоручать их некоему ООО «Лютик» не разрешается».
Выдержки из утвержденного варианта технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Пункт 9.
Интерфейс (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной и голосовой информации и введение им команд управления), а также информационные и предупреждающие надписи на транспортном средстве, оценка соответствия которого проводится в форме одобрения типа, осуществляются на русском языке.
Указанное требование применяется:
– в отношении транспортных средств (шасси), относящихся к типу, ранее не проходившему оценку соответствия в Российской Федерации, – со дня вступления в силу настоящего технического регламента;
– в отношении всех выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) – с 1 января 2013 г.
Определение: «выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)» – не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Александр ДАНИЛОВ, Артем КРАСНОВ, 116auto.ru