Логотип
1 1 1 1 1
"Дальавиа" - российская компания с 75-летней историей - близка к банкротству. На помощь пассажирам ее рейсов приходят "Аэрофлот", "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы". Новой жертвой подорожавшего топлива вслед за компаниями альянса AiRUnion стал один из крупнейших и старейших дальневосточных авиаперевозчиков России – "Дальавиа".

На данный момент счета компании арестованы, билеты на внутренние и международные авиарейсы больше не продаются, количество нарушений, выявленных транспортной прокуратурой, уже перевалило за десяток, возбуждено уголовное дело…

Тревожные сообщения стали поступать еще в первых числах сентября, когда за топливный долг в размере 240 млн рублей прекратил наземное обслуживание самолетов компании аэропорт Хабаровска. "В аэропорту города Хабаровска сложилась критическая ситуация.

Систематические неплатежи "Дальавиа" за заправленное топливо и фактический отказ менеджмента решать проблему задолженности вынудили руководство аэропорта с 6 сентября отказать компании в обслуживании воздушных судов до полного погашения задолженности", - говорилось в пресс-релизе аэропорта Хабаровска.

Спустя неделю глава Росавиации Евгений Бачурин назвал ситуацию с "Дальавиа" критической, а еще через пару дней в отношении "Дальавиа" уже было возбуждено уголовное дело. Компании были предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве. Дальневосточная транспортная прокуратура (ДВТП), Роспотребнадзор и региональное управление Государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) провели ряд проверок и выявили грубые нарушения при оказании авиакомпанией услуг по перевозке пассажиров.

К примеру, отсутствовала четкая схема предоставления пассажирам задержанных рейсов предусмотренных законом услуг. Кроме того, было выявлено отсутствие в офисах представительства авиаперевозчика информации о местоположении организации, режиме работы, а также о правах пассажиров в случае задержек авиарейсов.

Кстати, при этом "досталось" и хабаровскому аэропорту. В этот же день ДВТП направила в суд иск в отношении руководства аэропорта, в котором потребовала возобновить наземное обслуживание самолетов авиакомпаний-должников.

К этому моменту в Хабаровске "застряли" 120 пассажиров, летевших в Магадан рейсом "Дальавиа" из Москвы. Людей долгое время не информировали ни представители авиаперевозчика, ни аэропорта о том, когда они смогут вылететь в конечный пункт назначения. Прокуратура усмотрела в действиях дирекции аэропорта нарушения закона о защите прав пассажиров, которые не имеют отношения "к прениям сторон".

В свою очередь, 17 сентября арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил иск аэропорта и признал "Дальавиа" крупным должником, после чего служба судебных приставов наложила арест на банковские счета авиакомпании. Бывший тогда гендиректором "Дальавиа" Валерий Чичилимов подтвердил факт ареста средств компании на счетах в пяти банках, где аккумулировалась выручка от авиаперевозок. Кроме того, он признал наличие задолженности по налогам и заработной плате сотрудникам авиакомпании.

В течение пары дней "Дальавиа" отменила рейсы из Барнаула в Хабаровск и Анапу, Сочи, а также по маршрутам Москва - Хабаровск, Петропавловск-Камчатский – Хабаровск, Владивосток – Хабаровск и Краснодар – Екатеринбург – Иркутск – Хабаровск.

Также стало известно, что к этому моменту часть своих рейсов "Дальавиа" уже передала другим авиаперевозчикам, которые были в состоянии платить за топливо и наземное обслуживание, а 19 сентября руководство авиакомпании приняло решение прекратить продажу авиабилетов на все направления.

"В связи с угрозой неисполнения авиакомпанией своих обязательств перед пассажирами совет директоров принял решение о приостановлении продажи авиабилетов на все рейсы с 17 сентября. Это влечет за собой остановку операционной деятельности компании", - сообщил тогда Чичилимов на собрании трудового коллектива.

Здесь же произошло решающее объяснение руководителя сорвавшейся в пике компании перед своими работниками. Чилимов обвинил во всем глобальный отраслевой кризис, вызванный резким подорожанием топлива, а также жесткую и недобросовестную конкуренцию.

"Кризис в авиационной отрасли катком прокатился по многим российским и зарубежным авиакомпаниям", - сказал он. По словам гендиректора компании, с начала года убытки авиаперевозчика составили около 880 млн рублей.

Основным фактором убыточности Чичилимов назвал беспрецедентный рост стоимости авиакеросина - на 44% с начала 2008 года. Негативное влияние на уровень доходности компании, добавил он, оказала жесткая конкуренция со стороны других авиакомпаний, эксплуатирующих западные топливно-эффективные воздушные суда на московском направлении с применением агрессивной тарифной политики. "В связи с этим доля рынка авиакомпании "Дальавиа" на московском направлении снизилась с 70% в 2007 до 40% в 2008 году, недополученный доход составил 312 млн рублей", - с горечью констатировал Чичилимов.

Между тем, этот самый коллектив, перед которым выступал гендиректор, не согласился с ролью простого наблюдателя в сложившейся ситуации. От признаний руководителя коллективу не полегчало – работы у многих не стало, долг по зарплате растет. "Нам сказали, что зарплату за август еще дадут, а за сентябрь - неизвестно", - поделился с корреспондентом "Интерфакса" один из летчиков компании.

На днях коллектив "Дальавиа" направил в адрес руководства РФ обращение, в котором попросил не допустить банкротства авиакомпании и раскритиковал политику руководства перевозчика. В письме, адресованном президенту, премьер-министру РФ, министру транспорта, главе Счетной палаты и генеральному прокурору, работники "Дальавиа" пишут: "С приходом к руководству авиапредприятием топ-менеджеров "Аэрофлота", не имевших четко проработанного стратегического плана действий, положение дел стало резко ухудшаться: сокращалась маршрутная сеть, ухудшились отношения с партнерами и контрагентами, катастрофически нарастали убытки (Чичилимов долгое время руководил представительством ОАО "Аэрофлот" на Урале, в "Дальавиа" – с марта 2007 года – ИФ)".

В итоге, даже попытки выработать антикризисные меры, обращения в Росрезерв с просьбой выделить 8,5 тысяч тонн авиатоплива, а также экстренную денежную "подпитку" не помогли Чичилимову сохранить должность. Временным управляющим "Дальавиа" вместо него был назначен первый заместитель гендиректора "Владивосток Авиа" Игорь Багельфер.

К этому времени ситуация, правда, начала понемногу стабилизироваться. Оперативный штаб по организации бесперебойных перевозок пассажиров рейсов альянса AiRUnion теперь, по поручению Минтранса РФ, взял на себя заботу и о пассажирах "Дальавиа". Об этом "Интерфаксу" сообщил руководитель штаба, первый заместитель гендиректора и совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. Он также сообщил, что по внутренним рейсам обязательства по отправке пассажиров уже взяли на себя "Аэрофлот", и, главным образом, "Владивосток Авиа".

Именно "Владивосток Авиа" "вызволила" 23 сентября находившихся несколько суток в аэропорту Хабаровска пассажиров рейса Москва-Хабаровск-Магадан. Эта же компания "перехватила" и международные рейсы "Дальавиа". Как говорилось в сообщении, опубликованном на сайте Хабаровского аэропорта, намеченный на 23 сентября рейс компании "Дальавиа" в Сеул был отменен, а перевозку пассажиров взяла на себя авиакомпания "Владивосток Авиа".

"Ожидается, что и остальные международные рейсы будет выполнять владивостокский перевозчик", - подтвердил эту информацию "Интерфаксу" представитель "Дальавиа". Речь идет о рейсах в Китай, Японию и Южную Корею.

Вместе с тем, о готовности взять на себя убыточные рейсы "Дальавиа" заявила и компания "Сахалинские авиатрассы" ("САТ"). ОАО "Дальавиа" само обратилось к руководству "САТ" с предложением взять на себя рейсы этой авиакомпании на сахалинском направлении", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" административный директор "САТ" Василий Ильин.

"В этой связи компания "Дальавиа" предлагает нам взять в аренду ее воздушные суда и принять на работу ее экипажи. Мы согласны, но при одном условии - компенсации убытков на этих авиасообщениях", - отметил Ильин, подчеркнув, что речь идет о нескольких самолетах и экипажах "Дальавиа" (более 20 человек).

При этом "САТ" поставила условие – вместе с убыточными рейсами сахалинская компания хочет получить и ряд прибыльных. "В этой связи мы предложили "Дальавиа" передать нам некоторые рентабельные маршруты, которые осуществлялись этой авиакомпанией. За счет доходов с этих рейсов мы могли бы взять на себя убыточные рейсы на Сахалин", - объяснил административный директор "САТ". Пока на встречное предложение новое руководство "Дальавиа" никак не отреагировало.

Тем не менее, несмотря на жуткие проблемы, компания "Дальавиа" еще "жива". Утром 24 сентября стало известно о том, что хабаровский аэропорт по просьбе нового руководства "Дальавиа" возобновил обслуживание отдельных рейсов авиакомпании. "В первую очередь, речь идет о наиболее проблемных рейсах. Мы выпустили рейсы в Магадан, Екатеринбург и Краснодар", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" генеральный директор хабаровского аэропорта Алексей Власов.

Как отметил А.Власов, механизм возврата задолженностей перед аэропортом еще не отработан и перед новым руководством пока не ставился. "Им необходимо дать время на то, чтобы разобраться с текущим состоянием дел. Думаю, что к концу недели у нас состоится более конструктивный разговор", - отметил гендиректор аэропорта.

Очевидно, что за неделю проблемы "Дальавиа" не разрешатся, и конструктивным разговор может не получиться. Руководству компании, большую часть рейсов которой уже забрали, в такой ситуации остается уповать на помощь "сверху". Придет ли она до полного банкротства и отзыва лицензии, пока неясно.



Собственник компании – Росимущество – "ищет пути разрешения ситуации", однако о том, что станет дотировать убыточную компанию, пока речи нет. "В настоящее время совместными усилиями представителей Росимущества, Минэкономразвития, Минтранса и другими заинтересованными структурами предпринимаются все необходимые шаги по выходу из создавшейся ситуации", – заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ведомства, мало что, впрочем, прояснив.

Между тем, очевидно, что в связи с масштабным кризисом отечественный рынок авиаперевозок ждет эпоха слияний и поглощений. Уже известно, что "Дальавиа" попала в сферу интересов госкорпорации "Ростехнологии" и ее партнеров по созданию нового крупного национального перевозчика.

Испытавшие на себе глубокий кризис "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара", как ожидается, объединятся в рамках этого проекта с успешными ГТК "Россия", "Атлант-Союз", а также "Оренбургскими авиалиниями", "Кавминводыавиа", "Саратовскими авиалиниями", "САТ" и "Владивосток Авиа". В принципе, этот союз может дополнить и "Дальавиа".

"Что касается будущего авиакомпании, то пока ничего определенного сказать нельзя. Возможно, что она будет обанкрочена, а ее имущество может быть передано "Ростехнологиям" в создающийся альянс на базе "Атлант-Союза", - предположил на днях в одном из интервью ведущий эксперт управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Аналитики пока лишь строят догадки, но, как ни странно, догадки схожие.

Среди специалистов бытует неофициальное мнение о том, что потенциальному собственнику было бы выгодно, чтобы "Дальавиа" де-юре стала банкротом перед вхождением в новый альянс – в таком случае будущему "авиа-союзу" попросту не придется платить по старым долгам компании, дополнившей его основной фонд.

Сергей Нагорный. Interfax-Russia.ru

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках