Федеральный арбитражный суд Дальневосточного федерального округа признал законным решение предыдущей инстанции о выплате ООО «Росгосстрах–Дальний Восток» $653,2 тыс. в пользу панамской компании Sun Marine Lines S.A.

Ранее страховшик отказал компании-судовладельцу в страховой выплате по затонувшему судну, ссылаясь на то, что судно вышло в море в плохом техническом состоянии. РГС-ДВ намерен обжаловать решение Арбитражного суда ДФО в надзорной инстанции.

Конфликт между РГС-ДВ и Sun Marine Lines S.A. развивается уже несколько лет. 27 июня 2003 года стороны заключили договор по страхованию сухогруза «Мартиника» 1978 года постройки. А через три месяца судно затонуло в Мексиканском заливе. Судовладелец обратился к страховщику за выплатой возмещения в сумме $653,2 тыс. (16,33 млн руб.). Однако РГС-ДВ в этом Sun Marine отказал.

Страховая компания настаивает на том, что из-за неисправного технического состояния теплоходу был запрещен выход в море. «Руководствуясь нормами Кодекса торгового мореплавания РФ, запрещающего осуществление страховой выплаты в связи с ветхостью судна и грубой неосторожностью страхователя, было принято решение об отказе в страховой выплате»,— говорится в направленном в суд заявлении страховщика.

ООО «Росгосстрах–Дальний Восток» — один из семи межрегиональных центров группы компаний «Росгосстрах», работает на территории ДФО. Чистый убыток по итогам 2006 года составил 77,339 млн руб., чистая прибыль по итогам 2005 года — 316,238 млн руб., общие страховые резервы — 1041,688 млн руб.

Как сообщили „Ъ“ в представительстве компании-судовладельца во Владивостоке, судно «Мартиника» затонуло, попав в сильный шторм. «Кораблекрушение произошло не из-за технической неисправности теплохода, а в результате форс-мажора. Это — страховой случай. Наша позиция подкрепляется результатами независимой экспертизы, проводившейся специалистами сюрвейерской компании „Маринекс–АйТиЭс“»,— пояснил представитель Sun Marine Lines S.A, пожелавший остаться неназванным.

Судовладелец обратился с иском в арбитраж Приморья, и в декабре 2005 года суд первой инстанции вынес решение в пользу страховой компании. Но в мае текущего года апелляционная жалоба Sun Marine Lines S.A. была удовлетворена. Арбитражный суд также удовлетворил требование страхователя и в качестве обеспечительной меры наложил арест на часть офисного имущества РГС-ДВ на сумму 77 тыс. руб. Впрочем, страховая компания оперативно добилась приостановления исполнительного производства.

Не согласившись с решением апелляционной инстанции Приморского арбитражного суда, РГС-ДВ в свою очередь обжаловал его в Федеральном арбитражном суде ДФО. Как сообщил «Интерфакс-АФИ» руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков, «судом не была дана соответствующая правовая оценка документам и свидетельским показаниям, подтверждающим факт невозможности эксплуатации данного судна, вследствие чего они не были учтены в качестве доказательств по делу». В частности, по утверждению страховщиков, судом не учтен тот факт, что Sun Marine Lines S.A. не представило ремонтных ведомостей, подтверждающих проведение ремонта судна, но, несмотря на это, факт проведения ремонта рассматривается судом как очевидный. Тем не менее федеральный арбитражный суд ДФО в минувшую пятницу поддержал позицию апелляционной инстанции.

«Мы уже выплатили страхователю всю сумму — такое требование было записано в решении арбитражного суда в Хабаровске. Но мы с ним не согласны и намерены его обжаловать в надзорной инстанции — Высшем арбитражном суде»,— сообщила вчера „Ъ“ руководитель отдела маркетинговых коммуникаций приморского филиала РГС-ДВ Татьяна Борисова.

Алексей Чернышев. "Коммерсантъ"