В начале июля в Совете Федерации состоялось заседание Совета законодателей. Его тема - совершенствование правового обеспечения противодействия коррупции - не просто остра, она стала одной из главных задач, поставленных перед государством новым президентом.


В заседании впервые принял участие президент России Дмитрий Медведев, который в своем выступлении обнародовал план по борьбе с коррупцией, а законодателям предложил подключаться к работе, чтобы к началу следующего года план обрел форму федеральных и региональных антикоррупционных законов.

В заседании Совета приняли участие 83 председателя законодательных органов субъектов Российской Федерации, представители администрации президента, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, представители общественных организаций и руководители органов государственной власти. Председатель Законодательной думы Хабаровского края Юрий ОНОПРИЕНКО, с которым беседует корреспондент РИА «Восток-Медиа», выступал на этом совете с докладом.

- Юрий Иванович, судя по заявлению Президента страны, коррупции объявлена настоящая война. Что самое главное, на ваш взгляд, в этой части политики?

- Безусловно, одним из главных направлений противодействия коррупции является его законодательное обеспечение. И в первую очередь это касается федерального законодательства.

Поэтому необходимо четко установить задачи и направления антикоррупционной политики в целом в Российской Федерации, определить в правовых актах понятие «коррупция», сформулировать принципы и методы противодействия ей, объединив при этом правовые и организационные меры.

Также следует внедрить в российское законодательство предложения, выработанные в мировой практике, осуществив тем самым фактическую реализацию обязательств по международным договорам.

Необходимо внести соответствующие изменения в Уголовный и Гражданский кодексы Российской Федерации, нормы процессуального законодательства и административного права.

Право является важнейшим регулятором жизни современного общества. Оно может способствовать как вытеснению из общественной жизни каких-то явлений, так и развитию в ней определенных общественных отношений. Этим еще раз подчеркивается необходимость формирования в России системного антикоррупционного законодательства.

Еще Платон говорил: «Для законодателя нет ничего более важного, чем мужество, здравомыслие, разумность и справедливость». Все эти качества необходимо проявить и в вопросах создания правовой базы в области борьбы с коррупцией.

- На федеральном уровне цели объявлены, теперь наступило время принятия решений. А что, на ваш взгляд, можно и нужно сделать на региональном?

- Во-первых, на основе федеральных правовых актов создать собственную нормативную базу. Следует отметить, что антикоррупционное законодательство субъектов Российской Федерации формируется динамичнее федерального. Например, сегодня в 19 субъектах Российской Федерации действуют законы в области противодействия коррупции.

И у нас в Хабаровском крае в 2007 году прокурором края был внесен проект краевого закона «Об антикоррупционной политике в Хабаровском крае», однако рабочая группа посчитала, что основы такой политики необходимо первоначально установить на федеральном уровне.

Кроме того, во многих регионах действуют комиссии по противодействию коррупции, приняты программы мероприятий в данной сфере. Например, в нашем крае работа по противодействию коррупции ведется в рамках мероприятий по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью на 2007-2009 годы, утвержденных постановлением правительства края от 12 сентября 2006 года.

Второе направление законодательного обеспечения противодействия коррупции, в том числе на региональном уровне, - это совершенствование действующего законодательства, в том числе антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, то есть выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.

На наш взгляд, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов следует рассматривать как составную часть юридической экспертизы, проводимой Минюстом России. Но теперь такая экспертиза должна стать обязательной и проводиться по единой методике во всех субъектах Российской Федерации. Причем этой методикой должны владеть и законодатели - на стадии подготовки проектов законов. Только совместные усилия помогут снизить коррупциогенность правовых актов и тем самым повысить качество принимаемых законов.

Одним из источников коррупциогенности законодательства является множество отсылочных и бланкетных норм. Еще на стадии разработки проектов законов Хабаровского края мы стали уделять особое внимание сокращению числа отсылочных норм и увеличению норм прямого действия. Если в 2005 году 70 процентов краевых базовых законов имели отсылочные нормы, то в настоящее время таких законов только 10 процентов.

Для читателей поясню: нужно сделать так, чтобы человек мог читать закон и понимать в нем все, как говорится, от «а» до «я», а не открывать дополнительно множество подзаконных актов, которые конкретизируют положения этого закона.

Мы понимаем, что в некоторых случаях использование отсылочных норм оправдано, ведь закон - это не инструкция. Однако, следует обращать внимание на своевременное принятие таких подзаконных актов. Если в законе имеется отсылка к норме, которая еще не принята, такой закон либо не исполняется, либо позволяет каждому действовать по своему усмотрению, что недопустимо.

В Хабаровском крае механизм реализации некоторых краевых законов также предусматривает принятие постановлений губернатора и правительства края. Результатом совместной работы Законодательной думы и правительства Хабаровского края является то, что по абсолютному большинству краевых законов, содержащих отсылочные нормы, своевременно принимаются правовые акты губернатора и правительства края.

- В докладе на заседании вы отметили, что законодателям необходимо обратить особое внимание на повышение качества правовых актов и снижение их коррупциогенности. Каким образом можно это сделать?

- Повышению качества правовых актов способствуют отсутствие правовых пробелов, четкое разграничение полномочий различных органов, установление их прав и обязанностей - то есть исключение подмены понятий «может - значит должен» на «может - значит вправе», отсутствие двусмысленных неясных формулировок. Ведь еще Петр I писал: «Надлежит законы и указы писать ясно, чтобы их не перетолковывать.

Правды в людях мало, а коварства много». Очень важно наличие порядка обжалования решений, действий и бездействия должностных лиц и другие положения, которые необходимо знать и соблюдать законодателям при принятии правовых актов и их совершенствовании.
Законодательная власть должна устанавливать такие правила поведения, чтобы не давать повода и возможности исполнительной власти действовать по своему усмотрению.

- Краевые парламентарии всегда уделяли внимание контролю над исполнением принятых думой законов. Но даст ли это результат в деле борьбы с коррупцией?

- Уверен, что даст. Контроль над ходом исполнения принятых правовых актов я считаю третьим направлением правового обеспечения противодействия коррупции! Ведь ни одно государство не может полноценно функционировать без развитой системы государственного контроля, важнейшим компонентом которой является контроль над реализацией законов.

Власть закона реализуется не в абстрактном пространстве, а в селах, городах, в организациях, то есть, в повседневной жизни людей, поэтому вектор контроля над ходом исполнения краевых законов мы направили в муниципальные образования. Причем, проверяя исполнение законов на местах, мы встречаемся не только с работниками органов местного самоуправления, но и с людьми, для которых и пишутся законы.

Такой подход способствует укреплению обратной связи, позволяет выяснить пробелы и несовершенство правовых норм. Дума сама «напитывается» новыми идеями, глубоко проникая в суть проблем, которые возникают в процессе правоприменения краевых законов, чтобы при необходимости внести в них изменения.

- Законодательное обеспечение противодействия коррупции - это только одно из направлений борьбы с нею. Как сказал на заседании Совета законодателей президент Дмитрий Медведев: «Как это ни печально, в России коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей, по сути, она стала повседневной нормой жизни. Ситуация такова, что сегодня проще заплатить, чем возбуждать проблемы и обращаться в судебные органы». Какие еще меры следует предпринять, чтобы искоренить это позорное для цивилизованной страны явление?

- Безусловно, что коррупция - проблема серьезная, и решать ее надо комплексно. Немаловажную роль в этом играет изменение сознания людей, их воспитание в духе уважения к закону, чтобы для каждого человека в нашей стране стало нормой поведения формула «Не бери взяток сам и не давай другим».

Коррупция ослабевает, когда общество становится сильным, когда вместе с сильным государством против этого явления выступает само общество. Поэтому к анализу коррупционных ситуаций следует привлекать институты гражданского общества и усиливать общественный контроль. Повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления также отвечает целям антикоррупционной стратегии государства.

В нашей стране необходимо создать атмосферу нетерпимости к коррупционному поведению, систему, при которой воровать у государства станет опасно и невыгодно. Это наша общая задача.

- Юрий Иванович, а учитывает национальный план борьбы с коррупцией, представленный президентом, предложения, выработанные на местах?

- Могу сказать, что многие положения, выработанные в регионах, вошли в Национальный план по борьбе с коррупцией, предложенный президентом России. Он включает в себя три раздела.

Первый раздел - законодательный. В нем дается определение коррупции, которого не было до сих пор. Затрагивается вопрос соотношения антикоррупционного законодательства с уголовным.

Содержатся предложения по профилактике коррупции: разработка более жестких «специальных требований» к лицам, занимающим государственные должности, при этом перечень высокопоставленных госслужащих, которые сейчас обладают неприкосновенностью (президент, сенаторы и депутаты Госдумы, судьи), предлагается сократить, а чиновников, не замеченных в коррупции, - поощрять качественным медобслуживанием, высокой пенсией и прочими льготами. Кроме того, ставятся задачи развития общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционных норм.

Второй раздел посвящен совершенствованию государственного управления и предусматривает регламентацию коррупционноемких сфер управления (использование государственного и муниципального имущества, госзакупки), а также вывод госчиновников из совета директоров госкорпораций и разработка порядка передачи активов, имеющихся у госслужащих, в доверительное управление и даже их отчуждение.

Переход к электронным формам общения чиновника с населением с целью уменьшения взяточничества - этот пункт предложили и президент, и другие выступающие.

Третий раздел включает в себя правовое освещение населения, участие СМИ, неправительственных организаций (НПО) в создании «мотивации антикоррупционного поведения», выделение НПО государственных грантов для пропаганды создания «единого антикоррупционного правового пространства».

Так что наши предложения, как и предложения законодателей из других регионов нашей страны, были созвучны с пунктами национального плана президента. И это еще раз подтверждает, что борьба с этим многовековым злом российской действительности теперь вышла на новый виток и стала одной из главных государственных задач.

Свое выступление Дмитрий Медведев начал с того, что поторопил законодателей с подготовкой нормативной базы по борьбе с коррупцией. На это у нас есть полгода. Президент отметил: «Мы должны войти в новый год с новым антикоррупционным законодательством, за которое нам не будет стыдно нигде, и которое будет эффективно применяться».

Поэтому в ближайшие шесть месяцев мы должны приложить все усилия для решения этой задачи, чтобы в последующем был виден результат и наши граждане поверили, что государство способно решить и эту проблему.

РИА «Восток-Медиа»