Компании "Аэрофлот" и "Дальавиа" последнее время были связаны тесными узами партнерства, поэтому нынешние трудности дальневосточных коллег вызывают сочувствие и серьезную обеспокоенность у аэрофлотовцев. Вполне понятна горечь по поводу резкого ухудшения дел, звучащая в вашем открытом письме. Разделяя эти чувства, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" не может согласиться только с одним.

Попыткой представить дело так, будто главная причина нынешнего положения дальневосточной авиакомпании состоит, судя по формулировке в вашем письме, в "приходе к руководству авиапредприятием топ-менеджеров "Аэрофлота", не имевших четко проработанного стратегического плана действий".

"Аэрофлот" на протяжении трех лет, несмотря на бюрократические препоны, продвигал консолидационный проект создания крупной Дальневосточной авиакомпании. Причем в формировании такой компании, которая была бы конкурентоспособной как на внутрироссийском, так и внешних рынках, ОАО "Дальавиа" отводилась ключевая роль.

Это был именно стратегический план с солидной финансовой и операционной основой, которую "Аэрофлот" детально проработал. Очевидно, теперь уже не имеет смысла говорить о том, какие социально-экономические преимущества получили бы от реализации данного плана наша отрасль и Дальний Восток в целом. "Аэрофлот" по прежнему считает этот регион приоритетным, но вот о том, какие шаги в партнерстве с авиакомпанией "Дальавиа" мы уже предприняли, напомнить определенно стоит.

Менеджер "Аэрофлота" В.Б. Чичилимов стал руководителем вашей компании, находившейся в предбанкротном состоянии, в январе 2007 года. Уже в апреле 2007 года с помощью "Аэрофлота" был разработан бизнес-план вывода из кризиса и развития "Дальавиа", который сразу начал реализовываться. "Аэрофлот" прекратил выполнение собственных рейсов по линии Москва - Хабаровск и заключил соглашение с "Дальавиа" о совместной эксплуатации данной линии.

"Аэрофлот" предоставил льготный кредит "Дальавиа". Проведенная реструктуризация сети маршрутов и расписания, оптимизация продаж и использования парка позволили уже в 2007 году впервые за многие годы вывести предприятие на уровень рентабельности. Одним из главных финансовых результатов за 2007 год для "Дальавиа" стала полученная прибыль, превысившая 244 млн. рублей. И это при том, что ещё в 2006 году убытки компании составили 318 млн. рублей.

Согласно плану развития ОАО "Дальавиа" имело все основания рассчитывать на коренное обновление своего флота, что является залогом жизнеспособности любой авиакомпании. "Аэрофлот" был готов оказать в этом поддержку. Предполагалось, что до 2013 года парк воздушных судов "Дальавиа" пополнят 15 среднемагистральных самолётов, семь дальнемагистральных и шесть отечественных ближнемагистральных лайнеров Sukhoi SuperJet-100. Закладывались основы для настоящего прорыва в операционной деятельности.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, и в том не наша вина. Но и когда большой дальневосточный проект "Аэрофлота" был уже, по сути, закрыт, мы не отказали своему партнеру в помощи. "Дальавиа" столкнулась с кризисом - и в целях поддержания ликвидности авиакомпании-партнера "Аэрофлот" в 2008 году предоставил ей заемные денежные средства в размере 75 млн. рублей и свои двигатели ПС-90 с тем, чтобы не простаивали ваши самолеты Ту-214 из-за вопиющих срывов сроков ремонта ваших двигателей на Пермском ремонтном заводе.

К тому же "Аэрофлот" предоставил авиатопливо для выполнения рейсов "Дальавиа". Когда "Дальавиа" была вынуждена приостановить полеты, "Аэрофлот" взял на себя обязательства по перевозке ее пассажиров.

Что же касается оценки деятельности руководства ОАО "Дальавиа", то в самом письме, опубликованном от имени трудового коллектива авиакомпании, на этот счет содержится явное противоречие. Авторы признают, что "до января 2008 года предприятие стабильно работало", то есть именно в период управления генерального директора В.Б. Чичилимова.

Почему же руководство, усиленное с помощью "Аэрофлота", до нынешнего сентября с трудными задачами справлялось и всех устраивало, а когда "Дальавиа" залихорадило, аэрофлотовский менеджмент внезапно оказался "плохим"? И кроме него, получается, винить некого? А куда делись не решавшиеся годами проблемы? В июне-июле цены на авиакеросин подскочили на 44%, а билеты уже были проданы. "Дальавиа" выполняла перевозки пассажиров в убыток, приоритетно исполняя социальные обязательства.

Вопросов действительно немало. Упрощенные ответы делу не помогут, как и упреки. Как представляется, назрела необходимость в наборе конкретных, реалистичных действий по выходу из кризисного положения, в котором оказалась вся наша отрасль. У нас одинаковые проблемы. "Аэрофлот" готов идти по конструктивному пути, в том числе сотрудничая с авиакомпанией "Дальавиа".

АвиаПорт.Ru