Когда живёшь на тринадцатом этаже, без лифта жизни нет. Ну как, скажите, дотащить до квартирной двери сумки с запасом продуктов на неделю? Или как доставить в любимое жилище присмотренный в ближайшем торговом центре кухонный гарнитур?

За удобства, как известно, нужно платить, и потому жильцы верхних этажей покорно принимают счета за пользование лифтом «любишь кататься, люби и саночки возить». Однако с февраля нынешнего года к «любителям прокатиться на лифте», живущим на третьем этаже и выше, прибавились их соседи с первого и второго.

Как следовало из представления прокуратуры Центрального района Хабаровска в адрес мэрии (оно датировано 6 февраля 2007 года), освобождение жильцов первого и второго этажей домов, имеющих лифты, от оплаты за их содержание и использование считается неправомерным. Ответным ходом стало распоряжение мэра города, устанавливающее оплату «за лифт» для всех без исключения жильцов дома, имеющего подъёмные устройства.

Что называется, закон восторжествовал жильцы нижних этажей, даже не знающие, как открываются двери их подъездного транспорта, потому что никогда им не пользовались, в феврале получили счета «за лифт». Причём это были не копеечные суммы от 200 рублей и выше. И не имело значения, сколько человек проживает в квартире десять или один, плата бралась с квадратных метров жилья. Будто не люди, а эти самые метры перемещаются с этажа на этаж. Обратимся к Жилищному кодексу РФ, против которого «не попляшешь» закон есть закон.

В соответствии со статьей 158 этого документа «собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения». Отсюда понятно, почему платим не за «душу населения», а за квадратные метры. И чем больше этих метров у собственника жилья, тем больше его доля в общей собственности многоквартирном жилом доме.

На деле это выражается в приличной сумме, выставленной в счетеквитанции в графе «содержание и ремонт жилого помещения». Но отчего чиновники до сих пор делают ставку на дремучую юридическую безграмотность населения? Юристов в нашем государстве наверняка не меньше, чем чиновников. А поскольку юристы вне профессии ­всё те же жильцы домов с лифтами, с той лишь разницей, что законы знают лучше, они задают чиновникам вопрос «на засыпку»:

«Где сказано и написано, что граждане должны платить за «поездки» в лифте, в которых и нога не ступала?». «За содержание и ремонт» согласны, а за «путешествия, которых нет» ­извините». Вот и жильцы дома №55 на улице Некрасова в Хабаровске в своём коллективном письме пишут: «На основании федерального закона от 9.01.1996 года «О защите прав потребителей» и в соответствии с постановлением правительства РФ от 13.06.2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» мы, проживающие на первом и втором этажах и не пользующиеся лифтом, платить за него с июня сего года отказываемся, требуем за февральмарт 2007 года произвести перерасчёт».

А ведь имеют на то право. И это подтвердил в ответе читателям начальник управления жилищно­коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации Хабаровска Сергей Чернышов: «Граждане, проживающие на первом и втором этажах и не пользующиеся лифтом по причине непредоставления услуги, могут обращаться в управляющую организацию за перерасчётом по плате за содержание и ремонт жилого помещения».

Да и первый заместитель мэра Хабаровска Андрей Волокжанин ответил жильцам: «На основании федерального закона «О защите прав потребителей» граждане, проживающие на первом и втором этажах и не пользующиеся услугами лифта, могут обращаться в управляющую организацию за перерасчётом по оплате за неоказанную услугу... до момента восстановления работы лифта на этаже». Однако ответ заместителя мэра несколько озадачил жильцов, особенно его заключительная часть про «работу лифта на этаже».

Жильцам нижних этажей этот вид подъездного транспорта не нужен при любом раскладе, а им усиленно предлагают пользоваться лифтом. Каким образом? Между тем, вдохновлённые обещанным перерасчётом, 25 июня 2007 года жильцы дома написали заявление на имя начальника филиала №4 МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по жилищно­коммунальным услугам» Майи Сергушовой.

Ответ получили быстро, всего через четыре дня. Сообщала Майя Борисовна, что жильцам квартир второго этажа дома на улице Некрасова, 55, поскольку именно на этом этаже заблокированы двери шахты лифта, перерасчёт будет произведён... с момента подачи заявления. Любопытно и то, что квартир, которые подпадают под перерасчёт, всего 12 это те, что на втором этаже.

О тех, что на первом этаже, и упоминания нет. Поскольку «момент подачи заявления» известен 25 июня сего года, жильцы поняли ответ однозначно за февральмай никакого перерасчета и ждать нечего. «Почему?» этот вопрос я задала Майе Борисовне. Сначала начальник филиала сослалась на известный ей приказ № 25, который определяет датой начала перерасчёта за неоказанную услугу дату подачи заявления по данному поводу.

Но следующее моё рассуждение поставило Майю Борисовну в тупик: «Такое требование понятно, когда услуга оказывалась, да вдруг по какойто причине оказываться перестала. Однако в этом случае её не было вообще, двери лифтов на втором этаже во многих домах разве что не забетонированы». Некоторое время подумав, Майя Борисовна со мной согласилась, заверила, что даст специалистам указание впредь в ответах на заявления жильцов разъяснять перерасчёт «за лифты» будет производиться с момента подписания соответствующего постановления мэра города.

А это, как известно, произошло в феврале нынешнего года. Так что спешу успокоить жильцов вторых этажей февральскомайский перерасчёт им положен. Но почему в этот счастливый список не попали жильцы первых этажей? Ведь в ответах и первого заместителя мэра Хабаровска, и начальника управления жилищнокоммунальным хозяйством черным по белому написано: «Граждане, проживающие на первом и втором этажах, могут обращаться за перерасчётом».

Увы, начальник филиала № 4 затруднилась ответить на этот вопрос извините, не в моей компетенции. Есть в переписке Майи Сергушовой с некрасовцами ещё один интересный эпизод. «Перерасчёт за пользование лифтом будет производиться только до момента начала работы лифта на данном этаже» ­известила начальник филиала жильцов.

Иначе говоря, как только двери лифтов разблокируют и установят в кабинах кнопки с цифрой «2», жильцов вторых этажей снова приравняют к их соседям сверху и будут они платить за лифт по полной программе. Когда наступит этот день, сказать не берётся никто. А вот работа предстоит колоссальная, и обойдётся она городскому бюджету в миллионы рублей.

Елена ЗАГОРСКАЯ Газета "Тихоокеанская Звезда"