Логотип
1 1 1 1 1
Можно ли спорить с государственной системой, если она откровенно несправедлива по отношению к человеку? Оказывается, можно. А стало быть, нужно. Последнее решение Конституционного суда РФ - убедительное тому подтверждение. Высший суд защитил права всех тех, кто имеет несчастье работать на предприятиях, которые не делают обязательных отчислений в Пенсионный фонд.

Иными словами, лишают человека части будущей пенсии. А ведь ситуация для многих людей складывается буквально трагически. Ибо если работодатель не платит за них так называемые страховые взносы, то человеку не идет опять же страховой стаж, а пенсионный счет его не растет.

Человек рискует к старости остаться со скромным государственным пособием. Конституционный суд решил, что человек не должен страдать из-за недобросовестности руководителей. Обязательства по выплатам, которые не сделал работодатель, возьмет на себя государство, точнее, федеральный бюджет.

Как заточник Моисеев пробивал брешь в законе Заточник ОАО «Дальневосточный металл» Комсомольска-на-Амуре Виктор Максимович Моисеев был одним из тех рабочих, который считает, что если государство начало пенсионную реформу, поставив во главу ее страховой принцип, оно и должно расплачиваться за издержки.

Система обязательного пенсионного страхования носит обязательный характер, она не оставляет человеку выбора. Председатель цехового комитета профсоюза (к тому времени он уже был на пенсии) обнаружив, что предприятие не делает за него отчислений, а потому ему раз в год не пересчитывают пенсию, подал иск в суд.

С помощью правового инспектора Хабаровской краевой организации горно-металлургического профсоюза России Андрея Ременникова они дошли до Верховного суда РФ и всюду нашли поддержку. Да, предприятие определило сумму платежей, которые полагается зачислить на лицевой счет Моисееву, - порядка десяти тысяч рублей.

Но денег не перечислило. Но ему-то какое дело до проблем завода, который пережил несколько реорганизаций, пытаясь изо всех сил выжить? Заточник честно и прилично зарабатывал, так отдайте ему из десяти тысяч часть его будущей пенсии. Суды с такой позицией согласились.

Но пенсия, понятно, дело святое, а потому Пенсионный фонд, по мнению суда, должен был пересчитать пенсию с учетом начисленных взносов. Правда, решения эти так и не были исполнены. Даже приставы расписались в собственном бессилии. Пенсионный фонд, на который возлагалась финансовая ответственность за «Дальневосточный металл», сопротивлялся.

Деньги-то, конечно, начислены, но ведь они не уплачены предприятием. Как же из виртуальных расчетов увеличить пенсию? Страховых взносов в Пенсионном фонде ровно столько, сколько их туда перечислили. И ни копейки больше! То есть они, извините, или есть на пенсионном счете человека, или их нет.

Если бы подобные решения исполнялись, то делалось бы это за счет всех остальных пенсионеров, то есть из общего пенсионного страхового котла. Моисеев и его товарищ по несчастью В.А. Метелкин были не единственными, кто отстаивал свое право на обеспеченную старость. По стране прокатилась волна подобных исков. Люди били тревогу.

Конечно, хорошо, что теперь пенсия у всех не одинаковая, она зависит от заработной платы человека, то есть отчислений на нее, которые должен делать работодатель. Страховой принцип касается и стажа. Он засчитывается только за те периоды, когда работодатель платит за человека страховые взносы.

Но беда-то в том, что руководители не очень думают о своих людях. И что с этим делать? Потребовалось вмешательство Конституционного суда, чтобы разрешить тупиковую ситуацию. Первые отклики на решение КС были достаточно резкими и сводились к тому, что суд посчитал неконституционными нормы пенсионного законодательства, связанного со страховым принципом.

На самом деле, не подвергнуто сомнению ни одно из основополагающих принципов нынешней пенсионной системы. Решение Конституционного суда касается пункта 1 статьи 10 федерального закона «О трудовых пенсиях», который предусматривает, что в страховой стаж зачисляется только то время, когда работодатель платил за человека страховые взносы. А также рассматривался порядок взносов.

Дело в том, что если даже работодатель спустя время и заплатит обязательные платежи, то они пропорционально зачисляются на лицевые счета всех, кому он должен. Человек прошел все суды, но лично он в исключительном порядке деньги свои не вернет. Наверное, это правильно. Ибо кто-то может несколько лет подряд добиваться правды, а кто-то делать этого не может в силу возраста, юридической подготовленности.

Наконец, не у всех есть такой правовой инспектор, как Ременников. И где же тут равенство возможностей? А потому изначально и предусмотрена такая солидарность. Если бы принцип исключительности хоть раз сработал, то не мудрено, что, скажем, владельцы частной компании или небольшого бизнеса делали бы взносы только за себя, любимых, и своих ближайших родственников.

На самом деле суд не отверг страховой принцип пенсионной системы. По словам заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда по Хабаровскому краю Марии Закатовой, он не выбил ни одного кубика из ее основания, который бы грозил разрушить всю конструкцию. Возврата к уравниловке, когда все получали солидную по прежним временам, но одинаковую пенсию, не будет.

Суд признал неконституционной ситуацию неуплаты страховых взносов, ибо это ограничивает пенсионные права человека. Он, к слову, может достаточно долго оставаться в полном неведении относительно того, что на его индивидуальный лицевой счет, пенсионную книжку деньги не поступают, а, стало быть, не идет страховой стаж.

Чаще всего это выясняется, когда человек, скажем, начинает оформлять досрочную пенсию, полагая, что он уже отработал полагающееся количество лет. А, оказывается, до полного счастья не хватает двух-трех месяцев, а то и года. Предприятия же, обманувшего его надежды, уже и в помине нет. Человек рад сам заплатить за себя взносы, да сделать он этого по закону не может.

Конституционный суд признал, что неуплата страховых взносов не должна влиять ни на незачет страхового стажа, ни на уменьшение пенсионного расчетного капитала, из которого и насчитывается пенсия. Это ущемление прав человека. То есть деньги, которые начислены человеку, должны поступить на его лицевой счет. И тут, естественно, возникает вопрос: кто заплатит? Кто возместит Пенсионному фонду деньги, которые он не получил от работодателя? Не окажется ли, что средства начнут делить на всех? Как происходит теперь в ожидании профессиональной пенсионной системы.

Ведь профессиональные пенсии, которые назначаются на пять-десять лет раньше, не подкреплены дополнительными страховыми взносами. Ни государство, ни работодатели не оплачивают полностью свои обязательства перед людьми, которые работали на производствах с вредными условиями труда или долгое время жили на Севере. По сути, их пенсии платятся за счет всех пенсионеров.

Отчасти еще и поэтому у нас в стране так плохо живут старики. Суд дал поручение разработать механизм возмещения неуплаченных страховых взносов. А пока законодательная власть будет думать, как это сделать, источником возмещения станет федеральный бюджет. Казалось бы, выход, который всех устраивает, найден.

Минфин будет выделять деньги, Пенсионный фонд - платить, люди - получать свое законно заработанное. Все довольны. И пенсионеры, и руководители предприятий. Особенно последние. Зачем тратиться, ведь страховые взносы - это их собственные деньги, которые они платят помимо заработной платы. А если она достаточно высокая, то отчисления вырастают в огромные суммы.

Но тут, говорят специалисты Пенсионного фонда, все сложнее. Дело в том, что бюджетные деньги могут восполнять недостающие средства Пенсионного фонда, однако преобразовать их в пенсионные права, то есть распределить их по индивидуальным лицевым счетам граждан, оказывается, невозможно. О каких суммах может идти речь? Таких расчетов по России пока не сделано.

Но, по самым осторожным подсчетам аналитиков, только в нашем регионе это не одна сотня миллионов рублей. Судите сами. За 2006 год в крае полностью или частично страховые взносы не уплачены за сто тысяч человек! По сути, часть их будущей пенсии откровенно украдена. Пенсионеров, как и автомобилистов, застрахуют на случай риска Итак, каков будет механизм возвращения денег людям?

Появились предположения о возможном создании страхового фонда. Страхуются же банками наши деньги на случай, если кредитное учреждение, не дай бог, обанкротится. Даже автомобилисты застрахованы от риска аварии. Но если ДТП случается далеко не со всеми, то старость рано или поздно неминуемо приходит ко всем. Но опять же фонд надо из чего-то создать.

Скорее всего, средства будут собираться за счет дополнительных взносов тех же страхователей. По очень предварительным оценкам, платить попросят один процент от фонда оплаты труда. Возможно, меньше. Кто станет пополнять фонд? Понятно, те, кто платит всегда. А те, кто не утруждал себя подобными обязательствами, по-прежнему платить не будут, но теперь уже со спокойной совестью? Впрочем, возможны варианты.

К примеру, если предприятие исправно платит взносы за своих работников, то может, как раз наоборот, сделать тарифы отчислений меньше. Иначе выходит: кто больше везет, на том все и едут? И тут возникает вопрос о самих неплатежах. Почему нынешнее законодательство позволяет работодателю не платить страховые взносы за своих работников? При этом ему за это ничего не грозит. Ну, слегка пожурят на административной комиссии, и все.

Как с этим бороться? Есть налоговые органы, инспекции по труду, прокуратура. Тема у всех на устах, но ситуация в стране не меняется. Понятно, что федеральный бюджет не бездонный. А потому, надо полагать, государство рано или поздно возьмется за предприятия, которые освободили себя от ответственности беспокоиться за своих работников, и заставит их вернуть долги и впредь быть добропорядочными плательщиками.

Но если тем, кто оформлен на предприятии официально, хотя бы начисляют страховые взносы, то те, кто получает зарплату «в конверте», вообще не могут ни на что рассчитывать. Они сами себя поставили вне нынешней пенсионной системы. Может, хоть теперь правительство объявит войну «серым» и «черным» зарплатам? Конституционный суд вынес свой вердикт. Что делать рядовому человеку? Идти в суд? Специалисты Пенсионного фонда не советуют этого делать.

Всем выходящим на пенсию после принятия решения КС пенсия должна рассчитываться, исходя из начисленных страховых взносов без каких-либо судебных тяжб. Что же касается пенсионеров, которые получают пенсию без учета всех страховых взносов и стажа, то им следует обратиться в Пенсионный фонд за перерасчетом. Но надо иметь в виду, что он может быть сделан только с 10 июля 2007 года - дня вынесения решения Конституционного суда.

Елена Ищенко. Газета"Тихоокеанская Звезда"

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках