Логотип
1 1 1 1 1 1 Рейтинг (1 Vote)
Как-то на днях ко мне в гости пришел студент- практикант, проходивший пару месяцев назад практику под моим чутким руководством. Как часто бывает, за продолжительное время общения, мы успели подружиться.


И вот, зашел  парень поделиться радостью, а, заодно, и   попросить совета.  Устроился маркетологом  в   приличную  компанию, и будет теперь   совмещать работу с учебой.   Здорово! Все  бы хорошо, но вот  незадача:  не знает с чего собственно начинать.   Вроде  и пятый курс, и   учился всегда  хорошо. А тут растерялся. Одно дело  на практике выполнять, что поручают, и совершенно другое  дело,  самому принимать решения.

Сразу вспомнила себя, как не просто  было начинать. Теория то теорией, да то, что в вузах  преподают,  и по нынешний день, далеко не залог профессионального успеха на  практике.  В  вузах  нас учат учиться и дают основы знаний, а далее  каждый идет по жизни сам. Дальнейший профессиональный рост зависит не только  от знаний, полученных  в вузе.

Попробовала я дать советы своему бывшему практиканту, с чего  же ему начать.  Совет даже  от опытного маркетолога -  все-таки только совет.  Дальше то действовать самому.
Для начала нужно выяснить, что же под  маркетингом  понимает руководство компании.  Какие  задачи возлагаются на маркетолога.  Если уж компания решила взять маркетолога,  значит, есть необходимость в таком специалисте. Ни секрет,  что в подавляющем большинстве компаний, особенно региональных, перед    маркетингом стоит  главная задача:  поддержка продаж.  Предполагаю, что на эту цель нужно настраиваться новоиспеченным маркетологам. Хотя, кто знает,   что планирует ваш будущий босс…

Далее, очень важно  наладить хорошие   отношения с вашими коллегами.  Таланту  общаться с разными  людьми, можно научиться. Лично для меня, просто нереально  эффективно работать в недружелюбной обстановке. Атмосфера должна быть комфортной. Маркетологу нужно   взаимодействовать практически со всеми подразделениями: отделом продаж, отделом закупок, бухгалтерией. Если есть таковой, то и отделом производства, и системными администраторами, потому как,  работа с корпоративным  сайтом, мимо вас тоже не пройдет.

Очень важно планировать свою  работу.  Планирование  и постановка целей как-то дисциплинирует и  приводит образовавшийся хаос в голове в порядок. Вы пришли в компанию и до вас не было маркетолога, уточните  какие мероприятия уже делали,  какой эффект это  приносило?   Соберите воедино всю имеющуюся информацию. Упорядочите ее, приведите в систему.  Составьте  список всех  уже использованных  маркетинговых   мероприятий, которые   дали хороший  результат.  Это намного облегчит вашу дальнейшую работу. От наработанного легче планировать и корректировать дальнейшие  действия.

Следующий шаг, который  необходим   в работе маркетолога - знание  своих    клиентов,   определение  целевой аудитории.    Для формирования  действенного, эффективного обращения  нужно знать -  на что именно, будут обращать  внимание   ваши клиенты.    На мой взгляд, миф – то, что  с клиентами общается только отдел продаж.  Если  компания взаимодействует с розничным клиентом, есть возможность пообщаться с покупателями непосредственно в торговом зале. Если же  ваша компания работает на рынке b2b,  попросите ваших  коллег из  отдела продаж  разрешить вам  присутствовать на   встрече  с клиентами,   договоритесь о возможности задать интересующие вас вопросы.  И не забудьте  «накидать» список этих  вопросов.

Далее, я  бы уделила внимание  конкурентам. Каким образом?    Посетила  их  корпоративные  сайты,    магазины.   На что нужно обратить внимание?  Не только на рекламу  конкурентов. Это, безусловно, важно, но далеко не все. Обратите  внимание на расположение магазинов, на уровень обслуживания   покупателей; на  все то, что привлекло  ваше внимание, начиная с внешнего оформления до выкладки товара на витринах  и  удобства  интернет -магазина на корпоративном  сайте.  На мой взгляд, важно все. Далее составила бы SWOT анализ.  Выявление сильных и слабых  сторон, возможностей и угроз – классический вариант для  определения направлений движения и развития компании.

Еще один немаловажный момент – налаживание отношений с маркетинговыми службами ваших поставщиков, если таковые  имеются. Ведь каждый из  партнеров очень заинтересован в повышении продаж своего товара. Ваша компания для него клиент, поэтому  поставщики (вендоры), как  правило, очень охотно идут на совместный маркетинг.  А дополнительная  информационная поддержка и  дополнительный маркетинговый бюджет никогда не будут лишними.

Очень важный вопрос, который обязательно нужно оговорить с руководством,   вопрос бюджета.  Возможно, я ошибаюсь, но абсолютно не  согласна с тем,  что  отличный маркетинг  можно сделать без  бюджета. Если,     кто-то приведет   мне  фактические  примеры  такого маркетинга,  с удовольствием  послушаю  и постараюсь применить на практике.  Но пока  мне  сложно представить, как  воздействовать на покупателя, не имею бюджета.  Да есть такой источник  информации,  как «сарафанное радио».  Кстати, достаточно эффективный.  Но  одного  такого источника недостаточно. Рекомендую определиться с руководством   по  размеру  вашего бюджета, как он будет формироваться. Знание  этого вопроса  значительно    облегчит вашу   работу,  и внесет в нее стабильность.

Кроме этого, очень советую подружиться с отчетами и аналитикой, разобраться с сезонностью  вашего бизнеса, тенденциями на рынке. Потому как планировать маркетинговые  мероприятия и  рассчитывать их эффективность, следить за ростом продаж,  нужно и важно.  Иначе  ваша работа будет похожа больше на работу менеджера по  рекламе.

Итак, постаралась охватить основные моменты, которые, на мой взгляд,  важны на начальном этапе работы в новой компании. Не претендую на  то, что  такая  схема актуальна для каждого маркетолога, просто  поделилась собственным опытом, надеюсь, для кого-то полезным.

Жанна Лескова

Мы в соц.сетях. Подпишитесь!
Новости Хабаровска вКонтакте Новости Хабаровска в Одноклассниках