Еще один апологет технического тюнинга в городе Хабаровске Александр Мезенцев - неоднократный чемпион гонок по Драг-рейсингу, владелец мастерской по ремонту АКПП, да и просто большой любитель автомобилей Nissan Skyline GTR.

Саша придерживается принципа, что улучшать необходимо только техническую составляющую автомобиля (здесь они с «Иванычем» смыкаются, в отличие от «Андерса»), а внешний вид - это баловство. Кстати, его точку зрения разделяет и «Мишган» Михаил Кровяков, у которого еще в прошлом году был непритязательный спринтер AE-81 белого цвета. Никаких внешних изысков, но под капотом…. Многие любители свежих машин поплатись на дороге.

Итак, технический тюнинг включает в себя переделку всего того, что отвечает в автомобиле за передвижение и остановку - мотор, систему охлаждения, систему подачи топлива, систему выброса отработанных газов, систему управления двигателем, систему торможения, систему передачи крутящего момента на колеса и подвеску автомобиля.

Разумеется, все это взаимосвязано, невозможно увеличить объем мотора, не переделав систему охлаждения (он будет кипеть), выхлопные газы при стандартной системе выхлопа, сделанной, для того чтобы попасть в жесткие рамки экологичности и шумового фона будут душить мощный двигатель, а стандартная тормозная система и подвеска приведут к аварии. В каждом конкретном случае высчитываются свои размеры и настройки под каждого водителя и  автомобиль, ведь это и есть тюнинг.

Второе направление можно назвать стайлинг - это тюнинг внешнего вида. Он может имитировать и технический тюнинг, этим многие страдают. Ведь установив китайский фильтр нулевого сопротивления, первый попавшийся блуофф, «по-блестячнее» и «алюминиевую скамейку» на филейную часть семейного тихохода многие чувствуют себя родственниками Шумахера, даже не подозревая,  что нулевик работает на 5000-7000 оборотов, то есть тогда когда их грязный, изнутри, и изношенный мотор начнет рассыпаться, а до этих величин фильтр просто помогает высасывать в большом количестве бензин из бака.

Блуофф или клапан сброса избыточного воздуха настраивается на стенде и не за один раз, а алюминиевый  антикрыло должно продуваться в аэродинамической трубе и работает оно на скоростях свыше 150км\ч, то есть именно тогда, когда ваш, «раскочегаренный» мотор до 7000 оборотов, начнет разваливаться, а изношенная подвеска просто воспарит над дорогой, результаты  езды подобных «тюнеров» мы ежевечернее наблюдаем в телевизоре в программе « Место происшествия».  

Внешние детали обвеса на приходящих из Японии машинах, сделаны, для того чтобы в японских условиях лучше управлялся автомобиль. При долгом движении на высокой скорости, по ровному автобану на первый план выходит управляемость – способность автомашины быстро и четко подчинятся действию руля. На скоростях свыше 60 км\ч в дело вступает парусность и потоки воздуха, обтекающие днище машины, создаются паразитные завихрения, которые в зависимости от кузова разгружают колеса, а так как на первом плане при постройке кузова удобства пассажиров, то аэродинамика выполняет роль подстройки.

Идеальная форма кузова – капля, тупой частью вперед, но большинство машин напоминает кирпич и поэтому задача аэродинамического обвеса придать потокам воздуха, пролетающим мимо и через автомобиль нужное направление.

Открою секрет полишинеля - большинство инженеров F1 заканчивали ВУЗы по специальности гидродинамика, и занимались постройкой морских яхт, это дало им опыт воздействия среды на движущийся предмет.

Разумеется, большинство спойлеров, продающихся у нас не продувалось в аэродинамической трубе, но есть определенные параметры общие для всех. Например, любая  так называемая губа, увеличивает площадь лобового сопротивления, если она выпирает вперед, то, скорее всего, что большая часть воздуха будет уходить наверх, это хорошо. Но с другой стороны при этом будут разгружаться передние колеса, при заднем приводе это менее криминально, а при переднем -  у вас  на скорости свыше 70 км\ч неуправляемый снаряд.

Боковые накладки на пороги у большинства хабаровчан выполняют фактически сугубо бытовую работу – отсекают грязь на боковины кузова из-под днища и колес.
Задний спойлер - это то, что находится в нижней части бампера, а не по что прикручено на багажнике (это называется – антикрыло). Задача спойлера сорвать правильно поток воздуха, вылетающего из-под днища машины.

Визуально увидеть, как работает обвес машины можно в дождь, следы грязи отчетливо рисуют потоки воздуха, пролетающие рядом с вашим автомобилем.
У многих универсалов, внедорожников и автобусов задняя часть автомобиля быстро забрасывается грязью,  избежать этого сложно, ведь это особенность кузова, для того чтобы стекло оставалось чистым, его необходимо наклонить на угол не менее 30 градусов, а это уменьшение объема багажника. Но как же все-таки решить проблему - для этого устанавливается мягкий пластиковый спойлер под задний бампер, на многих микроавтобусах его можно увидеть, который и  отсекает поток воздуха уходящий наверх.

Nissan March

ImageНесколько лет назад, на дороге, удалось познакомиться с Константином, владельцем необычно-обычного автомобиля. Обычный ниссан-марч 86 года выпуска, с простым мотором и необычным обвесом, даже по тем временам. Через три года новая встреча со старыми знакомыми, автомобиль не узнать, все опять подверглось переделке. Первоначально на капоте был сделан воздухозаборник в стиле WRX субару, теперь все это излишество убрано и прорезаны аккуратные жабры, вдоль края, добавлен козырек в передней части, который закрывает  часть фар и придает слегка агрессивный вид всей «мордочке» машины.

ImageВид стал более солидным и взрослым, взрослости добавляет и передний бампер, с классно врезанными круглыми противотуманками, Костя подсмотрел это решение  на одной из старых гоночных машин, кстати, по этому же принципу  прошла имплантация  трубы глушителя.  На передних крыльях появились жабры, причем, что мне больше всего нравится – очень пропорциональные, вообще все технические решения сделаны по принципу обтекаемости, ничего не выпирает, все органично проявляется на кузове.

ImageИсчезли ручки открывания дверей, одна осталась, на водительской двери, хочешь открыть дверь по привычке и не за что ухватиться.  С задними фонарями происходили долгие эксперименты, первоначально они подверглись тонировке, затем  все было стерто, отмыто и закрашено в цвет кузова, позже пришла пора кардинального изменения - четыре круглых, диодных фонаря заняли штатное место, задний ход увеличился в размерах до противотуманок и переехал в задний бампер. Попутно  пятая дверь лишилась молдингов, места под номер и прочей атрибутики, теперь это абсолютно гладкая поверхность. Ну а пороги связали  колесные арки в единое целое.

ImageОтличный получился автомобиль, вылизанный, без единого недостатка на кузове, двигатель бы только помощнее, но Костя не моторист и поэтому это забота уже будущего владельца.  Можно поставить СА-18, говорят легко становится, а я бы предложил какой-нибудь большеобъемный дизель, ТD-27Т например, гигантская тяга при малом весе - это был бы бешеный космолет.

Но, повторюсь  это забота будущего владельца, у Константина, мастерски сделавшего эту машину грядут изменения в жизни и ему нужен большой и семейный автомобиль, вот только, во что, он его потом превратит, одному богу известно.
Я привожу как пример именно этот автомобиль, потому что он сделан самостоятельно, а не на заказ в специализированной фирме.

Toyota Supra 

ImageЕще одна история. Она началась, как говорится в стародавние времена, жил-был……, который купил……., поездил 1,5 года и понял, что мало ему этого автомобиля, и то хочется улучшить и это переделать, да и тут подновить. На первый план вышла мощность, уж больно хотелось всех девчонок поразить бурным стартом, такие вот прозаические мечты.

ImageСказано-сделано,  взамен штатного1G-GTE(2.0 л, twin turbo, 210 л.с., + АКПП) куплен у каких-то полупьяных механиков 2JZ-GTE(3.0 л, twin turbo, 280л.с.). Хорошо, что вовремя друзья отговорили ставить этот мотор, мало того, что эти чудо-механики после получения денег забыли отдать документы, которых как потом выяснилось у них в природе небыло, так и половины навесного оборудования тоже не  хватало.

ImageИтак, проблемный мотор перепродан на Дикий Запад и пришла очередь салона машины, первоначальная мысль была просто отмыть и очистить, но вот тут-то нашего героя и посетила умная мысль привести состояние авто в «как только что с завода» и даже лучше. Вибро-шумоизоляции подвергся весь кузов, двери, пол. Попутно боковые, декоративные панели чистились, шкурились и частью красились, а большой  частью перетягивались винилом, все работы выполнялись самостоятельно, по вечерам, после работы.

ImageБыла снята торпедо, вся проводка отмыта, очищена, перемотана и заново проложена, в этот момент приятель отдает ручную КПП  и концепция тюнинга автомобиля начинает  звучать так – на 1G-GTE поднять давление в турбинах, установить новый «HKS» процессор управления мотора и поставить коробку. И вродь бы процесс пошел, прикуплена педаль сцепления, гидравлический цилиндр (причем хочу заметить, что все покупалось оригинальное ТОYOTA), но здесь на горизонте появляется еще один друг, на точно такой же машине, того же цвета, с1G-GTE 2.0 л, twin turbo, поднятым давление в турбинах до 0.8 атмосфер и уже установленной ручной КПП, одна поездка на тренировку GTклуба на Калинку решила все дело –  опять мало.

ImageКонечно быстрее, чем на автомате, но медленнее чем едут подобные машины, ведь наш владелец хочет быть первым.  И снова его величество случай- «Андерс» готов за 2300$(около 60 000 рублей) в «Турбоматике» поставить 2JZ-GTE(3.0 л, twin turbo) с АКПП, но надо месяц подождать - двигатель с автоматом еще стоят на автомобиле (TOYOTA ARISTO), который в свою очередь находится где-то в Сибири. Деньги, отданы, началось ожидание…….
ImageВ конце концов, через полгода удалось все-таки  заполучить эту битую всю TOYOTA ARISTO с документами за 60 000 рублей, которая все это время пылилась в Хабаровске, а не где-то в Сибири. Машина была разобрана до винтика, лишнее распродано, нужное разобрано и начался процесс очищения, каждая деталь двигателя дефектовалась, при необходимости заказывалась новая, чистилась, красилась, если нужно, и откладывалась.

ImageПопутно, любимая девушка, поняв, что в дилемме – я или машина, наш герой выберет машину, смирила свою женскую гордость и заинтересовалась сама. Теперь она по Интернету списывается с теми, кто уже делал подобные проекты, узнает ноу-хау, скачивает чертежи. Мама будущего чемпиона, тоже прониклась идеями сына и помогает по мере своих возможностей. Процесс сборки движется к своему завершению, как шутят друзья – если что, внуки владельца дособирают.


Анонс. Практические советы по техническому и кузовному тюнингу. 30 июля 2007г.