Image
Правый руль
Заинтересованные лица вновь вернулись к уже подзабытым методам борьбы с прямыми конкурентами новых «ВАЗов» и «Волг» — американскому и японскому секонд-хенду. Американским авто, введя различные новшества в практику техосмотра, перекрыли дорогу с 2007 года (хоть атаку на уже ввезенные машины удалось отбить). Теперь вновь наступила очередь праворульных «японок».

Опять зазвучали страшилки про особую опасность правых рулей. Но автомобилисты озвучили факты, обнаруженные на сайте ГАИ (до того, как он перестал работать) и в данных Федеральной статистической службы: смертность при ДТП на Дальнем Востоке минимальна по сравнению с другими федеральными округами, а аварийность на 100 тыс. населения чуть меньше, чем в Московской области. Оппоненты примолкли; более того, начальник российской ГАИ генерал В. Кирьянов после поездки в Хабаровск заявил, что правые рули не влияют на аварийность.

Но вот недавно в «Коммерсанте» появилось интервью все того же сенатора В. Федорова, в котором он сообщил: в 2004 году на дорогах России в ДТП с праворульными машинами погиб 2741 человек, это почти 8% от всех погибших в ДТП.
Интересная формулировка: «ДТП с праворульными автомобилями». Для людей внимательных это отнюдь не то же самое, что «ДТП по вине водителей праворульных автомобилей». Но — далее. Если провести нехитрые арифметические расчеты, то окажется, что в РФ около 25 млн автомобилей. Из них праворульных — около 2 млн. Это 8%. Запоминаем число и идем дальше.

Федоров говорит о 8% от всех погибших в ДТП. Значит, эти 8% делятся на: ДТП по вине водителей праворульных автомобилей; ДТП по вине водителей леворульных автомобилей, но с участием праворульных; ДТП по вине пешеходов…
Очевидно, что вина правых рулей вряд ли превысит 50%. Но пусть даже половина из этих 8% — по вине владельцев праворульных автомобилей, то есть 4%.

Итак: ПРИ ДОЛЕ ПРАВОРУЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОБЩЕМ АВТОПАРКЕ РОССИИ, РАВНОЙ 7—8%, ДОЛЯ ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ ПО ИХ ВИНЕ — 4%. Так что если бы российский автопарк состоял на 100% из автомобилей с правым рулем, ЧИСЛО СМЕРТЕЙ на дорогах РОССИИ было бы меньше более чем в полтора раза! Свыше 10 000 человек ежегодно оставались бы живы… Вот такая арифметика.

И Бог с ним, если бы эти идеи не вызывали такого социального резонанса — при 2 млн владельцев (с женами-мужьями и папами-мамами это — интересы уже нескольких млн человек) любой запрет правых рулей грозит социальным коллапсом, прежде всего за Уралом. Сибирь и Дальний Восток во многом завязаны на правый руль.

Федеральный центр предоставил возможность Дальнему Востоку выживать самостоятельно, откачивая финансы и ресурсы. И люди нашли способ легального, законного заработка — праворульную экономическую нишу. Транспортные конторы, турфирмы, поставщики запчастей и автомобилей, ремонтники, перегонщики, продавцы — вся эта немалая рать кормит свои семьи с помощью правых рулей. Представьте, если все это перекроют…

Хочется отметить и системность наезда на владельцев правых рулей. В готовящемся специальном техническом регламенте Минпромэнерго «О безопасности автотранспортных средств», заменяющем ГОСТ и получающем силу федерального закона, уже заложены три пункта, которые делают невозможной эксплуатацию правых рулей. Требование одного из них гласит, что расположение органов управления транспортного средства должно соответствовать принятым в Российской Федерации условиям дорожного движения. Другими словами, правый руль — вне закона.

Вячеслав ЛЫСАКОВ
РИА «27 Регион» по материалам «Новой Газеты»