«Не надо стараться все время реанимировать пациента, который, очевидно, долго не протянет. В случае тольяттинского завода реанимация крайне затратна и не дает никаких гарантий. Есть такая, доказавшая свою истинность формула: «no good money after bad money», значит, надо списывать», – пишет он.
Иван Родионов отмечает, что на деньги, вложенные за последние 20 лет в развитие «АвтоВАЗа» можно было бы построить не один завод. Решение государства раз за разом, из года в год поддерживать по сути устарелое и убыточное производство, вызывает сомнения. В то же кризисное время десятки заводов не получили поддержки и умирали, прежде всего, это касается оборонной промышленности – заводов в Омске, в Нижнем Тагиле и т.д.
«Говорить о том, что от «АвтоВАЗа» зависит экономика Тольятти и вообще Самарской области, я бы не стал. Не одним «АвтоВАЗом» жив Тольятти. Самарская область – мощный промышленный узел и проблема создания новых рабочих мест в нем может решаться комплексно, с учетом всех существующих заводов и их состояния.
Если государство и региональные власти и впрямь бы заботились о людях, они бы уже давно создавали в регионе новые производства или, скажем, перепрофилировали «АвтоВАЗ» в поставщика комплектующих для успешных заводов, созданных иностранными концернами.
Еще в середине 90-х было ясно: «АвтоВАЗ» медленно, но верно идет ко дну. За 10 лет можно было не только запустить, но и выполнить успешные программы региональной занятости. Но государство в свое время отнеслось к этому вопросу безответственно, а за один день такие проблемы не решаются», – пишет Родионов.
По мнению экономиста, основная проблема завода – неэффективный менеджмент, который не смог наладить производство на предприятии и не остановил выпуск устаревшего продукта.
Новый Регион, Владимир Семенов