Согласно данным ВЦИОМ, автовладельцами в России являются 42% опрошенных: у 37% есть один автомобиль (в 2009 году - 39%), у 5% - более одного автомобиля.
Собственниками машин, как показал опрос, чаще оказываются южане (52%), 35-44-летние респонденты (50%), высокообразованные и обеспеченные респонденты (49 и 53% соответственно), а также военнослужащие в армии и органах внутренних дел (77%), государственные служащие (76%) и бизнесмены (72%).
Две трети россиян являются собственниками отечественных машин (64%), в основном - подержанных (50%) и значительно реже - новых (14%). Иномарками владеют 41% опрошенных собственников легкового транспорта, причем большая часть из них также ездит на подержанных автомобилях зарубежной марки (24%) и, только 17% - на новых.
Однако, как отмечает ВЦИОМ, с 2006 года доля владельцев новых иномарок выросла почти в два раза - с 8%). Обладателями подержанных отечественных машин чаще оказываются жители сел (67%), новых - жители крупных и средних городов (17%). Самая высокая доля владельцев иномарок приходится на москвичей и петербуржцев (35% - новых, 32% - подержанных).
На сегодняшний день лишь 15% опрошенных россиян планируют покупку автомобиля, однако чаще всего - в долгосрочной перспективе, т.е. в течение двух-трех лет (9% против 11% в 2009 году). Значительно меньшее количество опрошенных намерено приобрести машину в течение года (3%), полугода (2%) или месяца (1%).
Интересно, что те, у кого уже есть машина, значительно чаще планируют купить автомобиль (22%) по сравнению с респондентами, вообще не имеющими легкового транспорта (12%).
Как и прежде, главным мотивом покупки автомобиля является удобство передвижения, однако за четыре года эта причина несколько потеряла свою актуальность (с 55 до 49%).
Вторым по значимости поводом является желание поменять старую машину на новую, причем за год он повысил свое значение (с 20 до 25%). Несколько реже сограждане покупают машину по необходимости для работы (15%).
Наименее вескими причинами является желание сделать подарок близким или вложить таким образом деньги (по 1%). Если для респондентов, уже имеющих машину, главным поводом является удобство передвижения (42%), то россияне, пока что не являющиеся автовладельцами, как правило, стремятся просто к удобству передвижения (72%).
Покупка в кредит остается наиболее популярным способом приобретения автомобиля, причем его популярность за год возросла (с 30 до 37%), отмечает ВЦИОМ.