В воскресенье в Японском море в условиях шторма затонул лесовоз «Кастор-1». Члены экипажа и пассажиры (36 человек, все — граждане России) высадились на спасательные плоты. По состоянию на вчерашний вечер, 35 человек были спасены, поиски последнего моряка продолжаются. Прокуратура начала проверку по факту крушения судна.

Судно «Кастор-1» под флагом Сен-Винсента и Гренадин шло с грузом 1281 т леса из Находки в Масан (Южная Корея). Сигнал бедствия с борта сухогруза поступил в воскресенье 13.50 по местному времени, а в 17.35 судно затонуло в 180 милях южнее Находки. По предварительной информации, причиной кораблекрушения стало смещение груза — 667 т леса, находившегося на палубе, в условиях шторма. Высота волн достигала трех-четырех метров, скорость ветра — 17–18 м/с.

По сообщению Владивостокского морского спасательно-координационного центра (СКЦ), все 30 членов экипажа и шесть пассажиров успели пересесть в четыре спасательных плота. В поисково-спасательной операции принимали участие пять судов (три из них — российские), находившиеся вблизи места кораблекрушения. Утром облет акватории моря совершил самолет Ан-74 Дальневосточной авиабазы МЧС. и к 9.00 понедельника были обнаружены все четыре плота, с которых на суда-спасатели были подняты 35 человек. Все они вчера были доставлены в Находку и порт Восточный.

Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе главного управления МЧС по Приморскому краю, «люди испытали шок, но их состояние здоровья удовлетворительное». Пока остается неизвестной судьба еще одного моряка, которому, судя по всему, во время эвакуации не удалось забраться на спасательный плот. Его поиск продолжается. Как говорят в ГУ МЧС, если учесть, что температура воды в районе кораблекрушения составляет 14 градусов, а все члены экипажа «Кастор-1» были снабжены гидрокостюмами, то шансы на спасение остаются.

Вчера Приморская транспортная прокуратура сообщила, что по факту инцидента начата доследственная проверка, по результатам которой будет принято решение о возможности возбуждения уголовного дела.

Судно «Кастор-1» построено в 1988 году в Сингапуре, водоизмещение — 3497 т. Судовладелец — находкинская компания Alcor Marine Co Ltd. Получить какой-либо комментарий от представителей судовладельца вчера не удалось — телефоны компании не отвечали. Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский полагает, что причиной кораблекрушения мог стать неверно закрепленный груз. По его информации, «Кастор-1» изначально был построен как бункеровщик и только затем был переоборудован под перевозку грузов.

«На судне, гросс-тоннаж которого составляет около 2 тыс. т, максимум может быть 20 членов экипажа. Из этого вытекает, что „Кастор-1“ перевозил большое количество пассажиров, которые были включены в судовую роль. Эти люди в действительности идут в рейсы за подержанными автомобилями»,— пояснил господин Осичанский.
Кораблекрушения судов с российскими экипажами происходят на Дальнем Востоке практически ежегодно.

2 ноября 2004 года вблизи побережья Приморья в условиях шторма затонули сухогрузы West и Arosa, погибли 33 человека. На Arosa, везшем 4400 т угля, под ударами восьмиметровых волн были сорваны крышки люков, и вода стала заливать трюм. Уголь, смешавшись с водой, переместился на один борт. Образовавшийся крен стал для Arosa фатальным. А катастрофический крен West вызвало смещение груза леса.

23 октября прошлого года в 80 милях от корейского побережья затонул российский теплоход «Синегорье». Из 18 членов экипажа спасти удалось лишь 11. Тогда в условиях шторма (высота волн 5–7 м, скорость ветра 30 м/с) произошло смещение груза леса, бревна сорвали часть фальшборта и крышки люков, в трюмы стала поступать забортная вода, и образовавшийся крен привел к катастрофе. Вероятнее всего, гибель «Кастора-1» происходила по аналогичному сценарию.

Алексей Чернышев, "Коммерсантъ"