В администрации Приморского края создана рабочая группа по реализации проекта портовой особой экономической зоны. ОЭЗ должна появиться в порту Восточном. Краевые власти полагают, что создание зоны поможет вернуть в Россию часть международного грузопотока, который сейчас из-за высоких транспортных тарифов уходит в сопредельные государства.

Портовую особую экономическую зону в Восточном планируется создать согласно принятым 30 октября 2007 года поправкам в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». ПОЭЗ создаются на срок до 49 лет, продлению этот срок не подлежит. Основной льготой для ПОЭЗ являются таможенные льготы для ее резидентов: с товаров, попавших в портовую зону, не будут взиматься акцизы и пошлины (в том числе и с оборудования), а факт пересечения товаром границы ПОЭЗ является основанием для возвращения НДС.

Как сообщил вчера завотделом департамента транспорта администрации Приморья Владилен Сытник, уже создана рабочая группа по реализации данного проекта и сейчас проводятся консультации со всеми заинтересованными сторонами. «Сама задача непростая, ведь по созданию портовых ОЭЗ нет какого-то опыта. Но во многих умах эта идея созрела, в ней есть рациональное зерно»,— сказал „Ъ“ господин Сытник, уточнив, что пока рано говорить о сроках подачи заявки на создание портовой зоны в Восточном. Между тем глава Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаил Мишустин в конце октября сообщал, что конкурс по отбору ОЭЗ портового типа будет объявлен до конца 2007 года.

Ъ В настоящее время в порту Восточном работают четыре стивидорные компании. Основной объем работы приходится на ОАО «Восточный порт», специализирующееся на перевалке каменного угля (в 2006 году переработал более 16 млн т) и ООО «Восточная стивидорная компания», которое обслуживает контейнерный терминал (в 2006 году переработало 291,5 тыс. TEU — контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Также в порту действуют ООО «Восточно-Уральский терминал» по перевалке удобрений и ЗАО «Восточный международный контейнерный сервис».

Как заявили в пресс-службе краевой администрации, предоставление компаниям-резидентам ПОЭЗ преференций «поможет возврату той части мирового грузопотока, который по логике оптимизации маршрутов предназначается приморским портам, а уходит в сопредельные государства».

По словам руководителя инвестиционно-аналитического отдела ЗАО «Алор-инвест» Руслана Самарина, в ближайшие годы прогнозируется благоприятная ситуация с товарооборотом в странах АТР. «В Японии, которая сейчас выходит из затяжного периода депрессии на волне роста внутреннего спроса, по итогам 2007 года ожидается прирост экономики на 2,1%. В Китае производство товаров и услуг будет увеличиваться примерно на 10% ежегодно, в Индии — на 7,3%. По мнению МВФ, эти два локомотива будут тянуть за собой и другие азиатские страны — от Южной Кореи до Индонезии»,— говорит аналитик. Как следствие, увеличится экспортно-импортный грузопоток в направлении Восток—Запад.

В то же время, отмечает директор транспортно-экспедиторской компании «ККС» Сергей Казанцев, многие иностранные грузовладельцы сегодня предпочитают приморским портам и Транссибу альтернативные маршруты: «Портовые тарифы у нас очень высокие, это шокирует клиентов. Они уходят либо в порты южного Китая и затем на китайскую железную дорогу, либо выбирают кружной морской путь».

По мнению старшего менеджера филиала ЗАО «Юнайтед Логистик Сервисэз» в Восточном Марата Захарова, налоговые послабления могут привести к снижению «Восточной стивидорной компанией» своих ставок за перевалку контейнеров. Вчера в пресс-службе ВСК затруднились прокомментировать предстоящее создание ОЭЗ, пообещав изложить позицию компании чуть позже.

Руководитель Дальневосточного регионального отделения ООО «Таможенно-брокерский центр» Раиса Бакирова считает, что полноценная реализация проекта невозможна без упрощения таможенных процедур. Хотя сейчас сроки таможенного оформления документов занимают от одних суток до трех, отмечает она, таможенная служба все еще слишком загружена различными «бумажными» вопросами, большую часть из которых занимает переписка с налоговыми и иными надзорными органами.

«Высокие портовые сборы и тарифы в совокупности с таможенной волокитой привели к тому, что часть выгодных транзитов из Восточного ушла»,— констатирует госпожа Бакирова. Она уверена, что при комплексном подходе к вопросу через два-три года Восточному удастся привлечь новые грузопотоки и полностью загрузить Транссиб, увеличив тем самым приток инвестиций в экономику Приморья.

Директор «Альпари-Консалтинг» Феликс Степанец считает, что создание ОЭЗ в Восточном поставит его в неравные условия с другими портами Приморья. «Если в Восточном обработка грузов будет и проще, и дешевле, и быстрее, что создает явные конкурентные преимущества, да еще и инвестиции государства в инфраструктуру, что будет? Правда и вопросов по организации зоны множество, поэтому для остальных участников рынка есть время найти свой особый способ конкуренции»,— говорит Феликс Степанец.

Виктория Лигай, Игорь Михайлов. "Коммерсантъ"