Хабаровский УФАС не удовлетворил жалобу S7 на действия «Дальавиа», которая в конце октября 2007 года временно отказалась от приема в хабаровском аэропорту самолетов иностранного производства. Однако в ходе комплексной проверки «Дальавиа», организованной после жалобы S7, УФАС выявил другие нарушения антимонопольного законодательства. В самой авиакомпании заявили, что ограничения на прием самолетов были вызваны требованиями безопасности.

Вчера замруководителя хабаровского УФАС Николай Костромеев сообщил „Ъ“ предварительные результаты комплексной проверки авиакомпании «Дальавиа». Поводом к проведению проверки стала жалоба авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на действия «Дальавиа», которая в октябре 2007 года перед переходом на зимнее расписание «Дальавиа» распространило НОТАМ (извещение об изменении каких-либо авиационных правил. — „Ъ“) с сообщением об ограничении приема аэропортом воздушных судов иностранного производства из-за отсутствия необходимого аварийно-спасательного оборудования.

В первую очередь ограничение коснулось S7 Airlines, которая накануне введения ограничения запустила регулярный рейс Москва—Хабаровск—Москва, выполняемый на самолете типа Airbus A310. В связи с введенным ограничением самолеты S7 принимались в аэропорту Хабаровска по специальным разовым разрешениям до тех пор, пока S7 не доставила туда собственное аварийно-спасательное оборудование.

Следом с подобной жалобой на «Дальавиа» в антимонопольный орган обратилось ОАО «Хабаровский аэропорт», также обвинившее авиакомпанию в ущемлении своих прав.

Ъ  ОАО «Хабаровский аэропорт» было выделено из ФГУП «Дальавиа» в феврале 2005 года. 100% акций принадлежит ЗАО «Альянс-Пром». В 2006 году пассажиропоток составил 850 тыс. человек. В собственности ОАО находятся грузовой терминал, действующий и законсервированный аэровокзалы, а также топливно-заправочный комплекс. ОАО «Дальавиа» создано в процессе акционирования ФГУП «Дальавиа». 100% акций предприятия принадлежит государству. В парке авиакомпании 30 самолетов. На балансе предприятия — две взлетно-посадочные полосы, станция техобслуживания, аэронавигационное оборудование, а также международный терминал. За первое полугодие 2007 года «Дальавиа» перевезла 305 тыс. пассажиров, убытки компании за этот период составили 48 млн. руб.

Организованная УФАС комплексная проверка (с участием транспортной прокуратуры Хабаровского края, дальневосточных окружных управлений Росавиации и Ространснадзора) коснулась сразу нескольких вопросов, в частности тарифной политики авиакомпании «Дальавиа», вопросов формирования топливного сбора, ограничений на полеты в связи с отсутствием аварийно-спасательного оборудования, ограничения доступа спецавтотранспорта ОАО «Хабаровский аэропорт» в зону аэродрома, подконтрольную ОАО «Дальавиа».

По информации Николая Костромеева, в ходе проверки признаки нарушения антимонопольного законодательства были усмотрены в ограничении доступа спецтранспорта ОАО «Хабаровский аэропорт» в подконтрольную «Дальавиа» зону аэродрома, а также в распространении НОТАМ о временном режиме приема авиационных судов, в котором они разделялись на «базовые» и «внебазовые».

«Мы не нашли ни в одном нормативно-правовом акте таких понятий, как „базовые“ и „не базовые“ воздушные суда. В том НОТАМе был закреплен период работы аэропорта по приему „базовых“ судов и „внебазовых“ судов. Для „базовых“ предполагался круглосуточный прием, для „внебазовых“ были выделены определенные интервалы»,— пояснил господин Костромеев. По этим фактам УФАС намерен возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Что касается ограничения приема воздушных судов иностранного производства в октябре-ноябре 2007 года, то в этом УФАС не нашел нарушений антимонопольного законодательства. По словам господина Костромеева, между осуществляющими в аэропорту Хабаровска аэропортовую деятельность компаниями ОАО «Хабаровский аэропорт» и ОАО «Дальавиа» заключено соглашение о технологическом взаимодействии, по которому авиакомпания «Сибирь» должна была согласовать свое расписание не только с ОАО «Хабаровский аэропорт», но и с «Дальавиа», но не сделала этого.

Таким образом, по словам Николая Костромеева, авиакомпания «Сибирь» не выполнила условия технологического соглашения. Во избежание подобных ситуаций УФАС рекомендовал «Дальавиа» сделать более прозрачной информацию о порядке согласования расписаний с обеими компаниями, выполняющими аэропортовые функции в Хабаровске.

Генеральный директор ОАО «Хабаровский аэропорт» Алексей Власов сообщил, что не удовлетворен результатами проверки УФАС. По его словам, конфликт S7 и «Дальавиа» должен стать предметом разбирательства не только УФАС, но и прокуратуры. «Действия, когда за день в одностороннем порядке изменяются правила приема иностранных судов, недопустимы. Эти меры предприняты „Дальавиа“, чтобы ограничить активность авиакомпаний, которые пришли в регион с нормальными тарифами»,— пояснил господин Власов.



Заместитель гендиректора ОАО «Дальавиа» по финансам и коммерческой деятельности Андрей Быковский вчера заявил, что подробно прокомментирует результат проверки, когда ознакомится с актом УФАС. «Когда владелец терминала пишет заявление в антимонопольную службу — это ничего общего с борьбой с монополизмом не имеет.

Сейчас на самом выгодном направлении Москва—Хабаровск работают пять авиакомпаний, ни о каком ущемлении конкуренции тут речи не идет»,— пояснил он. Господин Быковский также указал, что все, что было связанно с ограничением полетов авиакомпании «Сибирь», связано в первую очередь с требованиями безопасности и не является ограничением конкуренции.

Роман Ярмошевич. "Коммерсантъ"