Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников «Хабаровскавто» обратилась в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку постановлению главы города Александра Соколова, которое запрещает без оплаты проезжать по дорогам Хабаровска большегрузным автомобилям. Мэр постановил, что плату нужно взимать с машин, вес которых превышает 12 т.

Таким образом власти муниципалитета рассчитывают получить средства на ремонт городских дорог. Однако автотранспортники настаивают на том, что городские дороги могут безболезненно выдержать автомобили грузом до 38 т.

На вчерашнем совете по предпринимательству при хабаровском губернаторе его участники рассмотрели обращение ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто», требующих отменить постановление мэра Александра Соколова, которое определяет оплату за вред, причиненный транспортными средствами, провозящими тяжеловесные грузы.

Согласно этому документу, теперь автомобили, весящие более 12 т, ежесуточно должны вносить плату за право проезда по дорогам города. Причем это касается и транспорта, занимающегося пассажирскими перевозками.

Минимальная плата в сутки — 120 руб. — предусмотрена для автобусов ПАЗ-3201, максимальная — 5340 руб. — для КАМАЗов-54112 с 12-метровым полуприцепом.

Президент хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто» Виктор Шпаков вчера назвал это постановление мэра «правовым нигилизмом». «Ранее у нас ограничивали движение в период весенней распутицы.

И это вполне объяснимо, но теперь мэр ограничил передвижение тяжеловесного транспорта на весь год. Транспорт свыше 12 т ходить может только за деньги»,— возмущался господин Шпаков. Он подчеркнул, что городские дороги относятся к категории дорог общего пользования, поэтому передвижение по ним должно быть бесплатным.

Господин Шпаков считает, что плату за «тяжеловесность» нужно взимать с машин, вес которых вместе с грузом превышает 38 т. По его словам, хабаровские дороги построены таким образом, что способны вынести такую нагрузку: «Если это не так, то должен быть реестр дорог, технические паспорта, где нужно указать, какую массу могут выдерживать наши дороги. Их же не дураки строили и рассчитывали. Мэр же, без технического реестра, непонятно к какой категории отнес дороги и просит плату за проезд»,— заявил глава ассоциации автотранспортников. Он сообщил, что ассоциация передала постановление мэра в прокуратуру с тем, чтобы надзорный орган дал ему правовую оценку.

Начальник управления административно-технического контроля мэрии Хабаровска Александр Якимов отметил, что в соответствии с действующими нормативами все дороги Хабаровска относятся к четвертой категории. Поэтому, согласно действующим нормативам, они могут выдерживать нагрузку не более 12 т.

«Машины весом до 38 т могут выдержать дороги первой категории. А они предполагают 12 полос, у нас нет таких трасс»,— высказал господин Якимов точку зрения муниципалитета. Он напомнил, что в 1995 году вышло постановление правительства РФ о взимании платы с владельцев автотранспорта, перевозящего тяжеловесные грузы. На основе этого документа правительство Хабаровского края приняло свой документ, который регламентирует оплату за проезд тяжеловесного транспорта.

«В этом документе говорится, что органы местного самоуправления могут ввести взимание платы с автомобилей, перевозящих тяжеловесные грузы»,— сказал господин Якимов. Он рассказал, что оценку состояния дорог Хабаровска по просьбе мэрии сделали специалисты Дорожного института ТОГУ и РоснадзорНИИ.

«Они признали, что дороги у нас расползлись, и рекомендовали их полную реконструкцию. Но все мы понимаем, что этого сделать невозможно, так как нет средств. Поэтому мы ввели ограничения и платежи, которые будут направлены на ремонт»,— резюмировал господин Якимов.

Замначальника ФГУ «Дальуправтодор» Юрий Залесский вчера рассказал „Ъ“, что согласен с решением главы Хабаровска о введении платы за проезд большегрузных автомобилей. По его словам, средств, отчисляемых в дорожный фонд, не хватает на то, чтобы содержать и ремонтировать дороги.

«Нехватка средств очень ощущается. У нас есть трассы, построенные еще в 1963 году, которые требуют основательной реконструкции,— понятно, что эта дорога не выдержит большие нагрузки. И, конечно, брать средства с транспорта, провозящего большие грузы, — это, возможно, выход»,— сказал господин Залесский.

Руководитель хабаровского филиала транспортно- экспедиционной компании «Грузовозофф» Евгений Горошкин считает, что от введения платы пострадают и экспедиторы, и потребители: «Наверное, если бы я был чиновником, то нехватку денег на ремонт компенсировал бы за счет коммерческих перевозок.

Никто не будет работать в убыток себе. И все эти платежи будут включены в себестоимость товара, который перевозится. Я думаю, что ряд компаний откажутся возить грузы в Хабаровск, а будут заниматься перевозками в те города, где эта плата не берется».

Марина Ильющенко. Фото: ЕВГЕНИЯ ПЕРЕВЕРЗЕВА. "Коммерсантъ"