Интересные данные получили специалисты городского управления образования Хабаровска, проведя мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Учитывали состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития, психологической готовности к школе, интеллектуальной сферы. Об этом РИА «27 Регион» сообщил сотрудник пресс-службы администрации г. Хабаровска Елена Соловьева.




И вот каким оказался портрет будущего первоклассника. Если брать выпускников детских садов, а дошкольные учреждения города посещают 4478 детей этого возраста – более 90 процентов малышей от шести с половиной до семи лет, - то по данным исследования преобладает высокий и средний уровень состояния здоровья, физической, речевой, личностной готовности ребенка.

И это значит, что большинство детей старшего дошкольного возраста, которые посещают детские сады, готовы к обучению в школе и не должны встретить трудностей ни в постижении знаний, ни в общении с ровесниками. Но дошкольную подготовку маленькие хабаровчане получают и в общеобразовательных и учреждениях дополнительного образования города. Так, 1050 детей получили дошкольную подготовку на базе школ, гимназий, лицеев.

Большая их часть училась «учиться» в гимназиях №№3, 5, 8, лицеях математическом и «РИТМ», школах №№ 26, 30, «Первые шаги», «Открытие». Притом здесь вместе с обучением грамоте предусматривают специфические для дошкольников виды деятельности – игру, конструирование, лепку, рисование. В школе №24, например, проводят занятия по хореографии, в школе №26 – по музыкальной грамотности.

А в гимназии №7 и лицее «Ступени» устраивают дополнительные индивидуальные занятия с психологом для детей и родителей. Тем не менее, при анализе результатов мониторинга специалисты отметили, что в школе показатели психологической готовности ниже, чем в дошкольных образовательных учреждениях. Серьезное внимание уделяют предшкольной подготовке и учреждения дополнительного образования.

1273 ребенка получили такую услугу на их базе. Интересно строят работу с малышами в этом направлении в центрах «Планета взросления», «Радуга талантов», «Восхождение», «Отрада» и других. Здесь организация образовательного процесса включает в себя разнообразный цикл занятий, направленный на эстетическое, физическое, музыкальное, экологическое развитие. 

В краевом центре организованы  и консультативные пункты для помощи родителям в подготовке детей к школе. Однако каждый год в начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Потому и возникают у первоклассников проблемы не только с учебой, но и проблемы адаптации в новом коллективе. И пока не удается снять остроту выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

Причина, по мнению специалистов, прежде всего, в том, что при разнообразных вариантах и методиках обучения отсутствует преемственность программ дошкольного и начального школьного образования, единых правил подготовки к школе. Как помочь ребенку преодолеть психологический барьер, дать ему чувство уверенности, как помочь безболезненно перейти с одной образовательной ступеньки на другую? Эти вопросы и обсуждались на коллегии управления образования.

Предшкольное обучение – одно из звеньев непрерывного образования, и потому при его организации необходимо ответить на вопросы: где учить? Кто учит? И как учит? Конечно, подчеркивают специалисты, лучше всего, если ребенок может посещать детский сад. Но из-за дефицита мест, считают, решать проблему надо все-таки за счет различных вариантов. Только с обязательной подготовкой кадров, которые будут заниматься с дошкольниками.

А в управлении образования продолжат работу с этими вопросами: организуют мониторинги развития ребенка в группах предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений, в центрах дополнительного образования, в культурно-образовательных центрах, проведут социологические исследования «Предшкольное образование глазами родителей», «Частная подготовка к школе». С одной целью – чтобы первоклассник хотел учиться.